НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ, или интуиция,— знание, полученное без помощи доказательства, прямое созерцание истины, в отличие от дискурсивного, или демонстративного, знания, всегда опосредствованного не только данными опыта, но и логическим рассуждением. В развитии теории познания возникло различие двух видов Н. з.: чувственного и интеллектуального (чувственная интуиция и интеллектуальная интуиция), к-рые в метафизических учениях резко противопоставлялись друг другу. До Канта чувственное Н. з. всегда рассматривалось как знание, опытное по своему источнику. Кант утверждал, будто кроме Н. з., имеющего опытное происхождение, существуют также предшествующие всякому опыту (априорные) формы чувственного Н. з. (пространство и время). Возможность для человеческого ума интеллектуальной интуиции Кант отверг, признав, однако, ее возможность для ума высшего, чем человеческий. Высшим видом знания Н. з. считал Якоби; органом такого знания он считал «чувство», а в поздних работах — «разум». Интеллектуальное Н. з. признавали в древности Платон, Плотин, в 17 в.— рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц, в конце 18 — начале 19 в. — нем. идеалисты и философы романтизма И. Г. Фихте, Шеллинг, Фр. Шлегель, в 20 в.— Э. Гуссерль. Под интеллектуальной интуицией они понимали способность ума «видеть» истину «глазами ума», и притом прямо, без посредства доказательства; такими истинами считались, напр., аксиомы геометрии. В 20 в. в формалистическом направлении геометрии возник взгляд, отождествивший аксиомы с определениями и лишивший их характера непосредственной очевидности. Гегель подверг критике предшествовавшие ему теории Н. з. как теории недиалектические. В Н. з. он видел единство непосредственного и опосредствованного знания. Однако основой этого единства Гегель ошибочно считал само развивающееся мышление. Диалектический материализм основу единства непосредственного и опосредствованного знания видит в развитии материальной практики: истины, опосредствованные практикой и обусловленным ею мышлением, становятся — в силу многократного воспроизведения — непосредственно-достоверными.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ