НЕОСЛАВЯНОФИЛЫ (или «поздние славянофилы») — последователи славянофилов, выступившие во второй половине 19 в. Заимствовав у своих предшественников тезис о противоположном общественном развитии Востока и Запада и идею об особой исторической роли России в мире, Н. дали консервативным сторонам славянофильства новое теоретическое обоснование. Гл. представитель течения Н. Я. Данилевский (1822—85) развил «органическую» теорию «культурно-исторических типов», по к-рой каждый народ переживает всецело своеобразную историю, проходя через племенной (юность), государственный (зрелость) и цивилизационный (старость, упадок) периоды («Россия и Европа», 1869). С его т. зр., «европейский тип» (т. е. буржуазная Европа) вступил в период увядания,в то время как славяне — в пору расцвета. Поэтому именно славянское федеративное государство, возглавляемое самодержавной Россией, может «содействовать всему высокому» в человечестве. Единомышленник Данилевского К. Н. Леонтьев (1831—91) полагал, что упадок об-ва, развивающегося «от простоты к оригинальности и сложности», начинается тогда, когда оно вступает в эпоху «вторичного смесительного упрощения», на стадии к-рого якобы находятся государства Запада с их стремлением к демократии. Россию же, вероятно, ожидает этап «цветущей сложности», связанный с чертами «византизма» — самодержавием, православием и сословностью («Восток, Россия и славянство», 2 тт., 1885—86). Чтобы спасти человечество, Россия должна, по Леонтьеву, противостоять влиянию Запада, покончить с революционным движением и народным образованием, любыми средствами укрепить самодержавие. Т. обр., на основе неославянофильской теории Леонтьев пришел к национализму и откровенно реакционным социально-политическим выводам. Последователем концепции Н. был и Н. Н. Страхов (1828—96), пропагандировавший в 60-е гг. с позиций славянофильства т. наз. теорию почвенничества (Достоевский) — о сближении народа («почвы») и «образованных сословий» («Борьба с Западом в нашей литературе, кн. 1—3, 1882—96). К Н. иногда причисляют и Соловьева, на к-рого (как и на др. рус. религиозных философов) оказали влияние ранние славянофилы (идея мессианизма и др.). Теории П., отрицавшие классовые противоречия в рус. об-ве и отражавшие интересы эксплуататорских классов, были направлены против революционного демократизма и социализма. Общефилософские воззрения Н. эклектически сочетали религиозный идеализм с элементами натурализма. Н. отвергали научную ценность дарвинизма.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ