МАТЕРИЯ (лат. materia) — философская категория для обозначения объективной реальности, к-рая существует независимо от сознания и отражается в нем (см. В. И. Ленин, т. 18, с. 131). М,— бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. М. не существует иначе как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из к-рых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой, более общей системы. Поэтому было бы неправильно искать «М. как таковую», некоторую неизменную первичную субстанцию, вне ее конкретных форм. Внутренняя сущность М. раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание к-рых и означает познание самой М. Чем более сложной является М., тем более разнообразны и дифференцированны ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, к-рому соответствует появление разумных существ, некоторые из свойств М., как, напр., сознание, кажутся столь необычными, непохожими на М., что представляются на первый взгляд чем-то никак не связанным с ней. Абсолютизация такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с М., постоянно приводила к возникновению различных идеалистических и дуалистических учений. С т. зр. диалектического материализма противопоставление М. и сознания относительно и условно. Оно имеет смысл лишь в плане постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и т. д. могут выступать в отношении к.-л. материальных процессов как нечто определяющее их и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность об-ва приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов — средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п.— по своему происхождению и форме организации составляющей их материи в определенной мере зависит от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники все более будет расширяться множество материальных объектов, свойства, форма организации и даже происхождение к-рых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей, использующих при этом природные материалы. В. И. Ленин в этом смысле отмечал, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (т. 29, с. 194). Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественнонаучными воззрениями на строение и свойства М. Но было бы неправильно отождествлять М. как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, т. к. последние изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение М. остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять М. как философскую категорию с к.-п. конкретным ее видом, напр. с веществом, полем или с к.-л. ее свойством, напр. массой, энергией и т. д. Диалектико-материалистическое понимание М. отличается от метафизического тем, что М. рассматривается не только как существующая объективно, независимо от сознания человека, но также как неразрывно связанная с движением, пространством и временем, способная к саморазвитию, бесконечная в количественном и качественном отношениях (Формы движения материи).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ