МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СССР — возникла после Октябрьской социалистической революции. В первые годы своего существования развивалась в борьбе против остатков старой, буржуазной философии, а также против философских теорий меньшевизма, рус. махизма (Богданов и др.) и т. п. В 1922 был создан первый марксистский философский журнал — «Под знаменем марксизма» (выходил до 1944; с 1947 выходит журнал «Вопросы философии»), в третьем номере к-рого была опубликована статья В. И. ЛениНа «О значении воинствующего материализма», посвященная задачам журнала и развитию советской философии. Эта статья Ленина, как и др. его теоретические работы, оказала решающее влияние на всю последующую деятельность, советских философов. В первые годы осн. задача заключалась в формировании новых философских кадров, тесно связанных с Коммунистической партией и всей ее борьбой за социалистическое переустройство страны. Классовая борьба первого периода существования Советского государства находила свое выражение во всех областях идеологии, в т. ч. и в философии. В конце 20 — начале 30-х гг. развернулась критика рецидивов механистического материализма (Н. И. Бухарин, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабьянов и др.), а также проявлений гегельянской ревизии диалектического материализма (группа А. М. Деборина, сторонники к-рого недооценивали ленинский этап в развитии марксистской философии, недостаточно подчеркивали коренную противоположность марксистской и гегелевской диалектики). В журнале «Под знаменем марксизма» и др. изданиях разрабатывались философские проблемы строительства социалистического об-ва, культурной революции, с позиций марксистской философии переосмысливалась история философии прошлого, велась борьба за союз с естествоиспытателями, за переход их на позиции диалектического материализма. Опубликованные впервые произв. Ф. Энгельса «Диалектика природы» (1925), а затем ленинские «Философские тетради» (1929) дали толчок к исследованию новых вопросов. Однако развитие советской философии, как и др. общественных наук, серьезно тормозилось в годы культа личности Сталина. Его работа «О диалектическом и историческом материализме» без всяких оснований была объявлена «вершиной» марксистской философии. Критика партией культа личности, дальнейшее творческое развитие марксизма в решениях XX и последующих съездов КПСС положили начало новому этапу в развитии советской философии. Этот этап характеризуется значительным расширением тематики философских исследований и углублением подхода к освещению актуальных вопросов совр. философской науки. Были созданы новые учебники и учебные пособия, преодолевшие черты догматизма, а также издания справочного и энциклопедического характера («Философская энциклопедия»), Гл. направление развития совр. советской философии обусловлено задачами коммунистического строительства, необходимостью глубокого теоретического осмысления и обобщения новых данных естественных и общественных наук. Ряд советских философов работали и работают над проблемами исторического материализма, а также над исследованием вопросов теории научного коммунизма: закономерностей коммунистического строительства, диалектики перехода от социализма к коммунизму, развития социалистического государства, слияния двух форм социалистической собственности, преодоления существенных различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, развития социалистической культуры и др. (В. Г. Афанасьев, Г. М. Гак, Г. Е. Глезерман, С. М. Ковалев, А. С. Ковальчук, М. Я. Ковальзон, Ф. В. Константинов, А. Н. Маслин, Ц. А. Степанян, П. Н. Федосеев, Г. П. Францев, Д. И. Чесноков, П. Ф. Юдин и др.). В последние годы получили большое развитие социологические исследования. В работах Г. М. Андреевой, Б. А. Грушина, Ю. А. Замошкина, А. Г. Здравомыслова, И. С. Кона, Г. В. Осипова, В. С. Семенова, В. А. Ядова и др., разрабатываются проблемы методологии социологических исследований, содержится конкретный анализ различных сторон общественной жизни, в частности влияния совр. научно-технической революции на социальный прогресс, дается критика совр. буржуазной социологии. Значительное место в исследованиях советских философов занимают вопросы диалектического материализма. Наиболее важные из них — это вопросы, связанные с дальнейшей разработкой материалистической диалектики, новых форм проявления ее законов в условиях социализма, вопросов диалектической логики и теории познания. Руководствуясь указаниями Ленина, советские философы используют исследования логики «Капитала» для разработки вопросов диалектической логики и теории познания, изучения категорий диалектического материализма (Ф. И. Георгиев, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, М. М. Розенталь, М. Н. Руткевич, Е. П. Ситковский, A. Г. Спиркин, Б. С. Украинцев, B. П. Чертков и др.). Важное значение имеют работы по философскому обобщению совр. естествознания (Э. Кольман, И. В. Кузнецов, C. Т. Мелюхин, С. Р. Микулинский, Н. Ф. Овчинников, М. Э. Омельяновский и др.). Большая роль принадлежит советским философам в области марксистского исследования всемирной истории философии; за последние годы проделана значительная работа по изучению рус. материалистической философии, а также критическому анализу совр. буржуазной философии (В. Ф. Асмус, Б. Э. Быховский, М. А. Дынник, М. Т. Иовчук, Г. А. Курсаиов, А. О. Маковельский, Ю. К. Мельвиль, М. Б. Митин, Е. Д. Модржинская, X. Н. Момджян, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, А. Ф. Окулов, В. В. Соколов, Ш. В. Хидашели, И. Я. Щипанов и др.). Коммунистическое строительство выдвинуло как одну из наиболее важных задач в области философии разработку проблем коммунистической морали, марксистской этики, борьбы с пережитками капитализма в сознании и поведении людей, против влияния религиозного мировоззрения и т. д. Этим проблемам посвящены работы ряда философов (О. Г. Дробницкий, В. Н. Колбановский, В. П. Тугаринов, А. Ф. Шишкин и др.). Большое внимание советские философы уделяют исследованию проблем эстетики: истории эстетической мысли, категорий эстетики, теории социалистического реализма, критики буржуазных эстетических концепций и т. д. (Ю. Б. Борев, А. Г. Егоров, А. Я. Зись, В. С. Кеменов, М. А. Лифщиц, М. Ф. Овсянников, Л. Н. Столович, Г. М. Фридлендер и др.). Большая группа ученых-логиков занимается исследованием актуальных проблем логической науки, диалектико-материалистическим обобщением достижений математической логики, семантики и т. п. (К. С. Бакрадзе, Б. В. Бирюков, Е. К. Войшвилло, Д. П. Горский, А. А. Зиновьев, П. В. Таванец и др.). Широкое развитие получила разработка философских вопросов психологии (Б. Г. Ананьев, А. Т. Бочоришвили, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Перед советскими философами стоят большие задачи, и гл. среди них — более глубокое обобщение реальных процессов коммунистического строительства, развития новой культуры, формирования человека коммунистического об-ва, философское осмысление новейших достижений естествознания, работа над системой диалектико-материалистическон логики, соответствующей совр. уровню науки и практики.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ