ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА — социал-дарвинистское течение в буржуазной этике, развивающееся в русле этического натурализма; основано Спенсером. В 20 в. идеи Э. э. отстаивают Джулиан Хаксли, Конрад Уоддингтон (Англия), Эдвин Хоулт, Ральф Жерар (США), Пьер Тейяр де Шарден (Франция) и др. Осн. положения Э. э. состоят в следующем. Моральное поведение человека рассматривается как функция приспособления к окружающей среде. Критерием нравственности считается процесс развития (эволюция), обнимающий весь живой мир; то, что способствует его прогрессу, есть добро, а то, что противодействует,— зло. Моральные представления и понятия вырабатываются людьми для ориентировки в природных и социальных явлениях. Само же об-во — всего лишь высшая форма естественной ассоциации особей одного вида. В теории Хоулта содержатся мотивы, к-рые можно понять как призыв к освобождению животного и биологического начала в человеке от ограничений, налагаемых на них об-вом. Правда, не всем эволюционистам свойственны такие откровенно антисоциальные идеи. Хаксли, Тейяр де Шарден и некоторые др. более осторожны в биологической интерпретации об-ва. В их теориях содержится критика нигилистического и формалистического подхода к явлениям морали, характерного для логического позитивизма в этике, и особенно для эмотивизма. В целом Э. э. имеет ненаучный характер, т. к. сведение об-ва и морали к явлениям биологического порядка всегда таит в себе возможность антисоциальных и аморальных выводов.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ