ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (греч. empeiria — опыт и symvolon — условный знак, символ) — термин, к-рым идеалист Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э., что понятия (истина, бытие, сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают, была взята им у Пуанкаре и Маха (считавшего, напр., материю всего-навсего логическим символом). В статье «Современная энергетика», помещенной в махистском сб. «Очерки по философии марксизма» (1908) и в книге «Материализм и критический реализм» (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), к-рые призваны систематизировать «первичные данные» коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта. В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» показал, что Э.— субъективный идеализм, для к-рого внешний мир и его законы являются лишь символами познавательной способности человека.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ