ЭМПИРИОМОНИЗМ (греч. empeiria — опыт и monos — единственный) — так Богданов назвал свою философию — разновидность эмпириокритицизма, махизма. Э. основан на субъективно-идеалистическом понятии Маха о нейтральности элементов опыта (т. е. ощущений). Философия Авенариуса и Маха дуалистична (Дуализм), по мнению Богданова, потому что она построена лишь на основе опыта индивидуального и признает специфичными, автономными психический и физический ряды элементов опыта, к-рому необходимо дать монистическую интерпретацию; отсюда название богдановской теории — «Э». С т. зр. Э. все есть так или иначе организованный опыт (понимаемый как совокупность «нейтральных» чувственных данных, т. е. идеалистически). При этом физический мир — коллективно и социально организованный опыт, а психическое, составляя «нераздельную часть» последнего,— опыт, организованный индивидуально. «Единый мир опыта,— говорит Богданов,— выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм» («Эмпириомонизм», кн. I, 1908, с. 52). Решение остальных проблем вытекает из этих положений: объективность, согласно Э., тождественна общезначимости, причинность, пространство и время выражают социальную организованность опыта, истина, в понимании к-рой Богданов склонялся к релятивизму,— «живая организующая форма опыта», человек — комплекс непосредственных переживаний и т. д. В анализе психики, оцениваемой с позиций энергетизма, Э. придает большое значение психическому подбору (биологической приспособляемости организма к среде) и методу подстановки. Последний означает, что на место неизвестного физического или физиологического факта всегда можно подставить факт психический и наоборот, т. е. свести материальное к идеальному. Э. отождествляет общественное бытие с общественным сознанием, защищая идеализм в истории. Критика Э. дана Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», а также в работах Плеханова.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ