ЭМОТИВИЗМ (лат. emovere — возбуждать, волновать) — субъективистская буржуазная теория морали, в к-рой была наиболее последовательно применена методология логического позитивизма в этике. Осн. представители — Айер, Карнап, Рейхенбах, Чарлз Стивенсон. Установив при исследовании моральных суждений и терминов, что они не поддаются непосредственной опытной проверке (Верифицируемости принцип), эмотивисты пришли к заключению, что эти суждения и термины не несут в себе никакой информации, лишены смысла, а поэтому не являются ни истинными, ни ложными. Значение нравственных высказываний имеет чисто «эмотивный» характер, т. е. служит якобы лишь для выражения эмоций говорящего и для того, чтобы склонить слушателя к таким же эмоциям и соответствующим действиям. К различию индивидуальных и групповых эмоций с т. зр. Э. и сводится различие нравственных позиций людей. Отсюда делается вывод, что каждый волен придерживаться любой т. зр. в морали, противоположные убеждения логически не противоречат друг другу, поэтому доказательство одних и опровержение др. убеждений производится не рациональным, а чисто психологическим путем подсознательного внушения. Э.— крайне нигилистическая и скептическая теория морали. Пытаясь обосновать абсолютную свободу индивида в выборе нравственной позиции, она, в сущности, оправдывает произвол в поведении и нравственных убеждениях и в то же время лишает индивида способности действительно самостоятельно и сознательно избирать моральную позицию.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ