ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (греч. antropos — человек, logos — учение) — течение в совр, буржуазной философии, в центре внимания к-рого — идеалистически трактуемая проблема человека. Ф. а. окончательно сложилась после второй мировой войны в Зап. Германии, хотя ее осн. идеи и методологические установки восходят к работе М. Шелера «Положение человека в космосе» (1928). Представители Ф. а,— Шелер, Г. Плесснер, Г. Хенгстенберг ориентируются на создание «синтетической» концепции человека, видят в философии учение «о сущности и сущной структуре человека», «о человеке с точки зрения самого бытия человека». Привлекаемый «антропологами» естественнонаучный и социально-исторический материал интерпретируется ими идеалистически, что исключает возможность научного ответа на вопрос о сущности и структуре человека, человеческой личности. Обращение «антропологов» к теоретически значимым проблемам — гносеологический источник возникновения частных философско-антропологических дисциплин от «культурной антропологии» (Э. Кассирер, Э. Ротхакер, А. Гелен, М. Ландман) до «медицинской» (Р. Христиан, В. Вайцзекер). В социальном плане Ф. а.— порождение общего кризиса буржуазного об-ва, к рый неизбежно обусловливает кризис личности в условиях этого об-ва. Зафиксировав феномен «разрушения личности», сторонники Ф. а. толкуют его, однако, как выражение извечного «антропологического» конфликта человеческого существа. Эклектическая смесь феноменологии Гуссерля, философии жизни, экзистенциализма в рамках Ф. а. порождает иллюзорную модель личности как духовного атома, сущность к-рого замыкается в нем самом. Социальные связи человека мистифицируются и изображаются в виде зависимостей его от «потустороннего», от бога. Логика идеалистической «антропологии» в целом, независимо от различий, свойственных ее отдельным представителям, ведет к признанию первичным в человеке духовного начала; рассуждения об «устремленной к себе индивидуальности» затушевывают действительные социально-классовые антагонизмы империалистического мира. Декларируя «первичность» личности перед об-вом, «антропологи» приходят к утверждению «естественной необходимости» частной собственности. Исследование человеческой сущности завершается в Ф. а. поиском смысла жизни, к-рый рассматривается как фундаментальная особенность человека. Смысл жизни человека, как правило, трактуется с объективно-идеалистических позиций: выводится из «вневременного» смысла, имеющего божественное происхождение. С такого рода «смыслом» связывается само формирование человека, возникновение сознания, возможность выбора, принятия решения, ответственности. Т. обр., Ф. а. лишает человека его социальных качеств, что исключает научное понимание сущности как человека вообще, так и конкретно-исторических типов личности. Антинаучные и политически реакционные идеи Ф. а. оказали существенное влияние на содержание совр. философского ревизионизма (Э. Блох, Л. Колаковский, Э. Фишер и др.).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ