ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — научное философское мировоззрение, одна из составных частей марксистского учения, его философская основа. Д. м. создан Марксом и Энгельсом и развит дальше Лениным и др. марксистами. Д. м. возник в 40-х гг. 19 в. и развивался в неразрывной связи с успехами науки и практикой революционного рабочего движения. Возникновение его ознаменовало настоящую революцию в истории человеческой мысли, в истории философии. Но эта революция включала в себя преемственность, критическую переработку всего того передового и прогрессивного, что уже было достигнуто историей человеческой мысли. Два осн. потока предшествующего философского развития слились воедино в Д. м. и были оплодотворены новым подходом, новым и глубоко научным взглядом на мир. С одной стороны, это была линия развития материалистической философии, уходившая своими истоками в далекое прошлое, с др.— линия развития диалектического воззрения на мир, также имевшая свои глубокие традиции в истории философии. Развитие философской мысли в тесной связи с наукой и всей исторической практикой человечества закономерно вело к победе материалистического взгляда на мир. Но учения старых материалистов имели тот существенный недостаток, что они, несмотря на отдельные проблески диалектики, были метафизическими, механистическими, сочетали материализм в понимании природы с идеализмом в объяснении общественных явлений. Философы, развивавшие в новое время диалектический взгляд на мир, были в осн. идеалистами, что особенно ярко сказалось в системе Гегеля. Маркс и Энгельс не просто заимствовали учение старых материалистов и диалектику идеалистов, синтезировав их воедино. Опираясь на новейшие достижения естествознания, на весь исторический опыт человечества, они доказали, что научным и до конца последовательным материализм может быть, лишь став диалектическим, а подлинно научной диалектика может быть, лишь став материалистической. Существеннейшим элементом формирования Д. м. была также выработка научного взгляда на ход общественного развития и его законы (Исторический материализм). Без диалектико-материалистического взгляда на мир невозможно было победить идеализм в его последнем убежище — объяснении сущности человеческого об-ва. Но и создать последовательное философское мировоззрение, объяснить законы человеческого познания было столь же невозможно без материалистического подхода к об-ву, без анализа общественно-исторической практики и прежде всего общественного производства как основы человеческого бытия. Основоположники марксизма решили эту задачу. Д. м. возник поэтому как философский синтез, охватывающий единым пониманием всю сложную сеть явлений природы, человеческого об-ва и мышления, органически соединяющий в себе философский метод объяснения и анализа действительности с идеей революционно-практического изменения мира. Последнее составляет одну из самых характерных черт Д. м. в отличие от старой философии, ограничивавшей себя в основном задачей объяснения мира. Здесь нашли свое выражение классовые корни марксистской философии как мировоззрения самого революционного, рабочего класса, призванного уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, и построить коммунистическое, бесклассовое об-во. Возникновением Д. м. завершился в основном исторический процесс выделения философии в отдельную науку, имеющую свой специфический предмет исследования. Ее предмет составляют наиболее общие законы развития природы, об-ва и мышления, те общие начала и основы объективного мира и его отражения в человеческом сознании, к-рые дают правильный научный подход к явлениям и процессам, метод объяснения, познания и практического преобразования действительности. Краеугольный камень Д. м.— учение о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. Д. м.— решительный и непримиримый враг всяких представлений о сверхъестественных сущностях, в какие бы одежды ни наряжали их религия и идеалистическая философия. Природа развивается, достигая высших своих форм, включая жизнь и мыслящую материю, не из потусторонней силы, а по причинам, заложенным в ней самой, в ее законах. Разработанная Д. м. диалектическая теория развития (Диалектика) указывает те общие законы, благодаря к-рым осуществляются процессы движения и изменения материи, перехода от низших ее форм к высшим. Совр. физические учения о материи, пространстве и времени с их признанием изменчивости любых видов материи и неиссякаемой способности материальных частиц к качественным превращениям не только находятся в полном соответствии с Д. м., но только из него могут черпать необходимые философские идеи и методологические принципы. Это же можно сказать и о науках, исследующих др. явления природы. Таким же подтверждением принципов Д. м. служит совр. историческая практика человечества, совершившая крутой поворот от старых, изживших себя форм общественной жизни к новым, социалистическим формам. Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире и учение о его отражении в человеческом сознании, Д. м. представляет собой теорию познания и логику. Принципиально новый шаг, сделанный Д. м. в этой области и подведший под учение о познании прочный научный фундамент, заключается в том, что в теорию познания была включена практика. «Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики» (Маркс). Применив диалектическую теорию развития к познанию, Д. м. установил исторический характер человеческих понятий, вскрыл взаимосвязь относительного и абсолютного в научных истинах, разработал вопрос об объективной логике движения познания (Диалектическая логика, Познание). Д. м.— развивающаяся наука. С каждым крупным открытием естествознания, с изменением форм общественной жизни его принципы и положения конкретизируются, развиваются, впитывая новые данные науки и исторического опыта человечества. Д. м.— философская основа программы, стратегии и тактики, всей деятельности коммунистических партий.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ