ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794— 1856) — рус. мыслитель и общественно-политический деятель. Род. в дворянской семье. Участвовал в войне 1812 — 14. По возвращении в Россию вступил в «Союз благоденствия» (1819), затем в «Северное общество» (1821). Выйдя в отставку, Ч. в 1823 уехал за границу. Усиленно занимался там теоретической деятельностью, встречается с Ламенне и Шеллингом. По возвращении в Россию (1826) Ч. был арестован за связи с декабристами. За неимением достаточных улик освобожден, но оставлен под надзором полиции. В 1828 — 30 пишет серию знаменитых «Философических писем», первое из к-рых было опубликовано в 1836 в журнале «Телескоп». Оно, по словам Герцена, потрясло мыслящую Россию, вызвало возмущение монархических кругов. «Телескоп» был закрыт, его редактор Надеждин сослан, а Ч. объявлен сумасшедшим. В 1837 Ч. написал «Апологию сумасшедшего», а в 40-е гг. вместе с Герценом и Грановским участвовал в борьбе западников против славянофилов. Ряд статей Ч. распространялся в списках. Мировоззрение Ч. до 1823 было типичным для прогрессивно настроенного дворянина России того времени, воспитанного на идеях фр. энциклопедистов и рус. просветителей-антикрепостников 18 в. А. С. Пушкин, с к-рым Ч. связывала личная дружба, подчеркивал радикализм взглядов Ч. в эти гг., называя его Брутом и Периклесом. Однако Ч. не был удовлетворен теоретическими позициями декабристов, он ищет в истории законы ее развития, чтобы обосновать общественные идеалы, к-рые провозглашали декабристы, Эти поиски закончились переходом Ч. на позиции католицизма и отказом от революционных методов преобразования об-ва. Правда, католицизм Ч. был, по существу, формой социальной утопии. Анализ «Философических писем» показывает, что Ч. и в этот период остается противником самодержавия, православия и крепостничества. Его критика существовавшего в России строя была с восторгом встречена передовыми рус. людьми. Публикация первого «Философического письма» имела большое значение для задавленной гнетом страны, как первый после 25 декабря 1825 открытый протест против самодержавия и крепостничества. Философия Ч. обосновывала верховную роль божественного закона в природе и об-ве. В целом он стоит на т. зр. объективного идеализма, включая в какой-то мере в содержание своих взглядов идеи естественных наук. Наиболее общие законы мира человек, по Ч., не способен постичь без откровения свыше. Применив этот принцип в философии истории, Ч. пришел к выводу о решающей роли божественного откровения в развитии об-ва. В связи с этим он считает гл. средством осуществления «царства божия» на земле религиозное воспитание человечества. Грядущее «царство божне» Ч. понимал как гражданское об-во, в к-ром господствует равенство, свобода и демократия. В связи с этим он заявлял, подобно, Ламенне и Сен-Симону, о необходимости модернизации католицизма. Религиозная форма его взглядов привела к тому, что он оказался в стороне от общего подъема рус. революционно-демократического движения и его идеологии, склонялся к историческому пессимизму. Противоречивость мировоззрения Ч. была поводом для того, чтобы, вопреки истине, веховцы и др. фальсификаторы рус. общественной мысли зачислили Ч. в лагерь мистиков, чуждых социальным интересам и устремлениям.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ