БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811—48) — рус. революционный демократ, литературный критик, основоположник рус. реалистической эстетики. Б.— предшественник полного вытеснения дворян разночинцами в рус. освободительном движении. Род. в Свеаборге в семье врача. С 1829 учился на словесном отделении Московского ун-та, из к-рого был исключен в 1832. С 1833 — сотрудник журнала «Телескоп», в приложении к к-рому — «Молве» — была напечатана первая крупная статья Б. «Литературные мечтания» (1834). Печатался в редактируемом им журнале «Московский наблюдатель» (1838—39). С конца 1839 жил в Петербурге, вел литературно-критический отдел в «Отечественных записках», с 1846 возглавил критический отдел «Современника». Умер в Петербурге от туберкулеза. Идейное творчество Б. относится к периоду, когда передовая рус. общественная мысль (осмысливая уроки декабризма) только еще начала поиски новых путей борьбы с самодержавием и крепостничеством, поиски научной теории общественного развития. Это обусловило чрезвычайно сложный и интенсивный характер идейной эволюции Б. В 40-х гг. он приходит к революционному демократизму, явившемуся отражением настроений крестьянства, к идеям социализма, атеизма и материализма. На этом пути Б. пришлось определить свое отношение к философским и социально-политическим учениям 19 в.: Фихте и Шеллинга, Гегеля и Фейербаха, младогегельянцев, фр. социалистов-утопистов и молодого Маркса. Б. не писал философских трактатов, но у него нет ни одной сколько-нибудь значительной статьи, где бы философские вопросы не нашли своего отражения. Сильно увлекаясь одно время (1837—39) философией Гегеля, Б. истолковывает его положение «все действительное — разумно» в духе политического консерватизма, как идею примирения с действительностью. Но даже и в этот период, закончившийся выдвижением Б. идеи отрицания, принципа борьбы со всем отживающим, неразумным, гл. тенденция его идейных исканий заключалась в стремлении понять, каким законам подчиняется жизнь об-ва и человека. В начале 40-х гг. Б. переходит на позиции материализма. При рассмотрении вопроса о единстве материального и идеального Б. доказывает, что «духовное» есть «не что иное, как деятельность физического». Он указывает вместе с тем на активную роль сознания в процессе взаимодействия человека со средой. Подвергнув критике консерватизм системы Гегеля, Б. усмотрел в его диалектике основоположения метода научного исследования и революционного действия, зародыш подлинной «философии истории». Идея объективной закономерности, к-рая конкретизируется Б. как идея необходимости общественного прогресса, пробивающейся через совокупность деятельности людей и находящей выражение, в частности, в деяниях великих личностей. Это одна из центральных идей Б., к-рая лежала в основе его подхода к рассмотрению проблем рус. истории (роли Петра I и пр.), ее соотношения с процессами мировой истории, она являлась также стержнем трактовки Б. проблемы соотношения идеала и действительности. Приветствуя социалистический идеал истинно справедливого об-ва, где «не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди», Б. одновременно скептически относился к реформаторским проектам некоторых западноевропейских социалистов. Он полагал, что новое об-во вряд ли установится «временем, без насильственных переворотов, без крови»; однако сам он все же не пришел к научному обоснованию неизбежности социализма. С этим была связана апелляция Б. к идеям первоначального христианства как основы нравственности будущего. Б. признавал прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми и считал, что ближайшей задачей общественных преобразований в России является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни (и прежде всего крепостного права), проведение ряда буржуазных демократических реформ. Исходя из этого, Б. с позиций революционного просвещения вел беспощадную борьбу с ретроградными идеями «официальной народности», высмеивал славянофильскую идеализацию патриархального прошлого России, резко критиковал разного рода либеральные и революционно-утопические иллюзии (полемика с Бакуниным). Вершиной революционного демократизма Б., его духовным завещанием явилось письмо к Гоголю (июль 1847) — одно из лучших произв. бесцензурной демократической печати России 19 в. Идея историзма пронизывает и эстетические суждения Б. Усматривая сущность и специфику искусства в образном воспроизведении действительности в ее типических чертах, Б. резко выступал против реакционного романтизма, дидактической беллетристики («риторизма»), пропагандировал принципы реализма в творчестве Пушкина и возглавлявшейся Гоголем «натуральной школы». Указывая на связь понятий народности и реализма в искусстве, Б. выдвинул важнейшие положения о зависимости общественного значения литературы от преодоления пропасти между т. наз. образованным «об-вом» и народной массой, о «сочувствии современности», т. е. прогрессу, как неотъемлемом качестве подлинного художника. Взгляды Б. на искусство сыграли большую роль в развитии эстетики.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ