АРЕОПАГИТИКИ - собрание четырех трактатов: «О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Таинственное богословие» — и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся первому афинскому епископу 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), но признанное последующей наукой за подложное. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма, к-рого еще не было и I в. В А. дано развитое церковное учение, к-рого тоже не могло быть в I в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-л. ссылки на эти произведения. Подобного рода аргументы, а также и мн. др. заставили ученых отнести появление этого свода к 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Некоторые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляют собой систематически продуманное средневековое христианское учение: центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область, вплоть до обыкновенных людей и вещей. Пантеистические черты в этом учении сильно давали себя знать и были прогрессивными в сравнении с церковной догмой. В течение целого тысячелетия, вплоть до Возрождения, А. были популярнейшим произведением религиозно-философской мысли, послужили одним из идейных истоков всей средневековой философии. В то же время вместе с разложением средневековой мистики в А. обнаружились элементы диалектики и положительные черты в учении о материи и форме, что с успехом использовалось в борьбе со средневековым аристотелизмом и схоластикой.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ