АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения. А. обозначает и процесс такого отвлечения и его результаты. В процессе А. приходится иногда отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр.: невозможно «пересчитать» весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. «сосчитанной», «завершенной») бесконечности. В качестве результатов процесса А. выступают различные понятия и категории, напр. материя, движение, стоимость. Всякое познание необходимо связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение вглубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в «чистом» виде — все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А. для познания В. И. Ленин писал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит—если оно правильное...— от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (т. 29, с. 152). Характер А., а также то, что выделяется в каждом конкретном случае и от каких сторон объекта происходит мысленное отвлечение, определяется задачами практической и познавательной деятельности человека и природой исследуемого объекта. Практика служит и критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными. Научное истолкование процесса А. и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.— понятий, идей — в сущность п первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, тем самым лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ