АНТРОПОЛОГИЗМ (греч. anthropos и logos — человек и учение) — характерная черта домарксовского материализма, понимание человека как высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека только их природным происхождением. Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеалистического понимания человека и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17 — 18 вв. служил идейным обоснованием буржуазной революции, провозглашая несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека. А. присущи общие с домарксовским материализмом в целом недостатки, гл. из к-рых — непонимание общественной сущности человека и его сознания. А. рассматривает все истинно человеческие черты и свойства в качестве «абстракта, присущего... индивиду» (Маркс), т. е. оторванно от об-ва, общественной практики. Выдвигая на первый план философского исследования такого абстрактного «человека вообще», а не совокупность общественных отношений, не объективные законы общественного развития, к-рые в действительности и создают человеческую личность, А., по существу, биологизирует человека. Это неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления оказываются зависимыми лишь от естественных качеств человека. Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего некоторые черты А. были преодолены благодаря активному и революционному подходу к жизни. В совр. буржуазной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающих объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он присущ мн. направлениям философии (экзистенциализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология), социологии (антропосоциология, социал-дарвинизм), психологии (фрейдизм) и др.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ