АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич (1835—1918) — рус. философ-материалист, публицист, демократ, соратник Чернышевского и Добролюбова. Сын дьячка. Окончил Петербургскую духовную академию. Отказавшись от духовной карьеры, стал сотрудником «Современника» (с 1859). В статьях «Современная философия» (1861), «Два типа современных философов» (1861), «О гегелевской философии» (1861), «Единство сил природы» (1865) и др. явился одним нз выразителей материалистических взглядов, отстаиваемых редакцией «Современника». А. критиковал априоризм и агностицизм Канта, гегельянство (Н. Страхов, Чичерин), шеллингианство А. Григорьева, религиозно-идеалистические воззрения Юркевича, Гогоцкого, Карпова и др., славянофильские теории, эклектику Лаврова и Михайловского. Для А. была ясна связь философской борьбы с политической. На основе антропологического принципа Фейербаха и Чернышевского А. выдвигал требования улучшения материальных условий жизни трудящихся, распространения грамотности и получения политических свобод; в борьбе с либерализмом обосновывал необходимость радикальных изменений социальных порядков в России. Будучи сторонником эстетических взглядов Чернышевского, критиковал теорию «чистого искусства». После закрытия журнала (1866) А. продолжал пропаганду материализма и естественнонаучных знаний в периодической печати, умело используя достижения естествознания (работы Сеченова, Дарвина и др.). Написал книгу «Чарлз Дарвин и его теория» (1896). В 1909 А. выступил против веховства, призывая возродить традиции литературной критики 60-х гг. (Чернышевского и др.). Хотя А. являлся пропагандистом и защитником достижений естественнонаучной материалистической мысли и идей демократизма, он порой упрощал и вульгаризировал концепции своих учителей, его взгляды не были столь последовательны, как взгляды революционных демократов. Несмотря на отдельные элементы диалектики, его материализм остался созерцательным, метафизическим. Часто оценку художественных произведений А. давал, сообразуясь со своими личными вкусами, впадая в субъективизм. В новых условиях России он оказался неспособным развивать традиции основателей революционного демократизма. Хотя А. и симпатизировал марксизму, но не понял его. Постепенно отошел от общественно-политической и литературной деятельности, занимаясь естествознанием.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ