АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность) — философское исследование природы ценностей. А. возникает в буржуазной философии в конце 19 — начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Буржуазная философия исходит из того, что эти вопросы (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношение личности и об-ва и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены. Буржуазная А. представлена теориями ценности трех видов. Объективно-идеалистические теории (неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии М. Шелер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Сторонники субъективно-идеалистических теорий (логического позитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевой теории ценности У. Эрбана, Д. Пролла, К. Люиса и др.) рассматривают ценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Натуралистические теории ценности (Натурализм в этике, Интереса теория, Эволюционная этика, Космической телеологии этика) трактуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом. Марксистское понятие ценностей принципиально отлично от буржуазной А. «Проблема ценности» в марксистской трактовке лишается универсализма. За этой проблемой скрыты самые различные философские вопросы, к-рые решаются научным путем. Собственно аксиологический аспект — исследование природы ценностей — приобретает тем самым лишь относительно самостоятельный характер. Далее марксизм рассматривает ценности как специфически социальные явления, как некоторые проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания. Последняя отражает мировоззренческий характер этого сознания, но не раскрывает его целиком. Иными словами, мировоззрение нельзя сводить к той или иной ценностной позиции. Напр., марксистское мировоззрение, хотя и выражается иногда субъективно в нормативной форме идеалов, моральных оценок и т. д., в своей основе является научным миропониманием и воззрением на об-во, опирающимся на научное знание исторических законов. В целом марксистская теория ценностей последовательно проводит т. зр. исторического материализма. Разработка этой теории и критика буржуазной Л. составляют важную задачу научной материалистической философии.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ