АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. autos — сам и heteros — иной) — буржуазные этические теории. А. э. выводит мораль из идеалистических представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность якобы имеет основание в самом морально-действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи А. э. развивал Кант в «Критике практического разума», где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая А. э. Г. э. выводит нравственность из не зависящих от воли действующего субъекта причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность и желание добра другим людям. К разновидностям Г. э. буржуазные теоретики относят этический гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, к-рые основывают свои нравственные принципы соответственно на стремлении к удовольствию, счастью, извлечению пользы, и некоторые др. системы. Различение А. и Г. э. ненаучно. Оно основано на отрицании обусловленности нравственности объективными законами, на идеалистическом принципе автономии воли, на игнорировании активной роли субъекта в об-ве.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ