АТЕИЗМ (греч. theos — бог; отрицание бога) — система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь и т. п.); отрицание всякой религии. В каждую историческую эпоху А. отражал достигнутый уровень знаний и интересы тех классов и социальных групп, идейным оружием к-рых он выступал. Борьба А. против религии является отражением борьбы прогрессивных общественных сил против реакции. А. неразрывно связан с материалистическими воззрениями па природу. Как система взглядов А. возник в рабовладельческом об-ве. Значительные элементы А. содержались у Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Ксенофана, Лукреция Кара, пытавшихся объяснить все явления естественными причинами. Их А. носил наивный, умозрительный, непоследовательный характер. В средние века в условиях засилья церкви и религии А. не получил значительного развития. Большое значение в подрыве господства религии имел буржуазный А., представителями к-рого были Спиноза, фр. материалисты, Фейербах и др. Разоблачение реакционности церкви буржуазными атеистами сыграло историческую роль в борьбе с феодализмом, способствовало его ниспровержению. Вместе с тем буржуазный А. был непоследовательным и ограниченным, носил просветительский характер и был обращен к узкому кругу людей, а не к народу. Воинствующими атеистами были рус. революционные демократы. Последовательную форму А. принимает в марксизме-ленинизме. Интересы пролетариата, его положение и роль в об-ве совпадают с объективными тенденциями развития об-ва, в силу чего марксистский А. свободен от классовой ограниченности, характерной для немарксистских его форм. Философской основой марксистского А. является диалектический и исторический материализм, поэтому впервые атеистические воззрения приобретают научный характер. Предмет научного А.— выяснение источников и причин возникновения и существования религии, критика религиозных вероучений с т. зр. научной картины мира, выявление социальной роли религии в об-ве, определение путей преодоления религиозных предрассудков. Марксистский А. дает всестороннюю критику религии, указывая пути и средства ее полного преодоления. Он установил, что полное преодоление религии возможно лишь в результате уничтожения ее социальных корней в процессе коммунистического строительства. В СССР А. стал массовым явлением. В ходе строительства коммунизма происходит формирование нового человека, свободного от религиозных и др. пережитков прошлого, человека, вооруженного научным атеистическим мировоззрением.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ