На главную


§ 73. ЦВЕТНАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ И КОНТРОЛЬ ПЛОТНОСТИ

Цветная дефектоскопия (метод красок). Сущность метода цветной дефектоскопии заключается в следующем. Для выявления дефектов на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность сварного шва и околошовной зоны наносят окрашенную анилиновым красителем в ярко-красный цвет смачивающую жидкость специального состава с большой капиллярной активностью. Под воздействием капиллярных сил жидкость (красная краска) проникает в мелкие зазоры и отверстия — поверхностные дефекты. При контроле сварных соединений, пораженных межкристаллитной коррозией, красная краска проникает и в пространства между зернами.
Затем избыток красной краски удаляют с поверхности сварного соединения и наносят на нее специальную белую краску, в состав которой входят вещества, адсорбирующие и вытягивающие красную краску из дефектов.
Образовавшийся на фоне белой краски красный рисунок, воспроизводящий форму и характер дефекта, позволяет невооруженным глазом или через лупу установить дефекты, имеющиеся на контролируемой поверхности сварного шва. Этот метод применим для контроля сварных соединений из легированных сталей, черных и цветных металлов и сплавов, пластмасс и т.д.
Чувствительность метода цветной дефектоскопии выше, чем у люминесцентного, но несколько ниже, чем у магнитного.
При соблюдении всех правил контроля метод красок позволяет обнаруживать трещины глубиной от 0,01 мм и шириной до 0,001 мм. От других физических методов контроля этот метод отличается простотой технологии, дешевизной и доступностью для контроля деталей, расположенных непосредственно в конструкции.
Контроль плотности соединений. Сварные швы испытывают на герметичность (непроницаемость) керосином, сжатым воздухом (пневматикой), вакуум-аппаратом, при помощи аммиака, гелиевым и галлоидным течеискателями и гидравлическим давлением.
Испытание керосином применяют для сосудов, работающих без внутреннего давления, и как предварительный метод контроля для сосудов, работающих под давлением.
Керосин обладает высокой капиллярностью. На этой его способности основана методика контроля плотности сварных швов. Сварные швы должны быть тщательно очищены от шлака, грязи и осмотрены. Дефекты, выявленные внешним осмотром, должны быть устранены до начала контроля.
Для выявления дефектов (неплотностей) методом керосиновой пробы одну сторону сварного соединения окрашивают мелом, разведенным в воде. После высыхания мела вторую сторону сварного шва обильно смачивают керосином. Керосин, проникая через дефекты в сварном шве, оставляет на меловой краске жирные темные пятна, характеризующие наличие и расположение дефектов. Обнаруженные дефекты устраняют и заваривают вновь. Контроль керосином применяется при положительной температуре (выше 0° С). Сварные швы должны выдерживаться под керосином 12 ч и более.
Вакуум - методом проверяют сварные швы, которые невозможно испытать керосином, воздухом или водой и доступ к которым возможен только с одной стороны, например сварные швы днищ резервуаров, газгольдеров и других емкостей.
В комплект установки (рис. 119) для контроля плотности сварных швов вакуум-методом входит следующее оборудование: вакуум-насос, вакуум-камера с вакуумметром и пневматический шланг.

Методика вакуум-контроля следующая. На очищенный участок контролируемого шва на длине, равной длине вакуум-камеры, кистью обильно наносят пенный индикатор. На сварной шов (покрытый пенным раствором) устанавливают и прижимают к металлу вакуум-камеру и включают вакуум-насос. В процессе контроля (длительностью не менее 20 сек) в вакуум-камере должен сохраняться вакуум не менее 50 мм рт. ст. Появление пузырей и пены свидетельствует о проникновении внутрь камеры воздуха, проходящего через дефекты шва.
Контроль вакуум-методом на непроницаемость равноценен по результатам контролю швов керосином.
В качестве пенного индикатора применяют водный раствор экстракта лакричного (солодкового) корня или мыльный раствор. Для пенного индикатора, используемого при температуре до — 20° С, применяют хлористый кальций и хлористый натрий, а ниже — 20° С — только хлористый кальций.
Контроль при помощи аммиака выполняют следующим образом. В сосуд (изделие) нагнетают сжатый воздух до рабочего давления и добавляют в него 1% аммиака от объема воздуха, находящегося в сосуде при нормальном давлении. Сварные швы обертывают фильтровальной бумагой или бинтом, пропитанным 5%-ным водным раствором азотнокислой ртути. При сквозных дефектах (неплотностях) аммиак реагирует с азотнокислой ртутью, образуя на бумаге (бинте) черные пятна.
Гидравлические испытания. При этом способе контроля сварное изделие (сосуд) заполняют водой. Затем насосом или гидравлическим прессом создают давление, превышающее рабочее в 1,25 раза и более.
Способ гидравлического испытания, время выдержки, величина давления и допустимая утечка устанавливаются техническими условиями на контролируемый объект. Гидравлические испытания выполняют при проверке прочности и плотности паровых и водяных котлов, трубопроводов и сосудов, работающих под давлением.
Испытания сжатым воздухом (пневматическое испытание). Это испытание применяется для проверки сосудов и трубопроводов на герметичность, как правило, только при рабочем давлении изделия. Плотность сварных соединений проверяют мыльным раствором или погружением сосуда в воду. В местах пропуска газа появляются пузыри.


предыдущая страница оглавление следующая страница