На главную


§ 107. э. д. с. машины постоянного тока

Как известно, в проводнике, перемещающемся в магнитном поле в направлении, перпендикулярном направлению магнитных линий этого поля, создается э. д. с., равная

e = B l v.

На якоре машины укладывается большое число активных проводников, которые обозначим буквой N. В каждой параллельной ветви обмотки будет последовательно включено N/2a активных проводника. Таким образом, э. д. с. машины равна:

Скорость перемещения проводников в магнитном поле

где 2 р — число полюсов машины;
τ — полюсное деление, т. е. расстояние между центрами разноименных полюсов;
n — число оборотов в минуту якоря машины.
Имея в виду, что произведение среднего значения магнитной индукции В на осевую длину полюса l и на полюсное деление τ представляет собой магнитный поток одного полюса Φ (B l τ = Φ), получим для э. д. с. машины следующее выражение:

Для каждой машины величины р, N и а постоянны, так что отношение представляет собой величину постоянную для данной машины. Следовательно, э. д. с. машины постоянного тока определяется следующим выражением:

E = CEnΦ, (136)

т. е. э. д. с. машины постоянного тока равна произведению постоянной конструктивной величины Сe на число оборотов якоря в минуту n и магнитный поток полюсов Φ. Это выражение показывает, что для изменения э. д. с. (или напряжения) машины необходимо изменять либо число оборотов якоря, либо магнитный поток полюсов. Так как изменение скорости вращения двигателя, приводящего в движение генератор, обычно затруднительно, то в большинстве случаев регулировку э. д. с. и напряжения производят изменением магнитного потока, который зависит от тока в обмотке возбуждения. В цепь обмотки возбуждения включают реостат, с изменением сопротивления которого изменяется и ток возбуждения.


предыдущая страница оглавление следующая страница