На главную


ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ МОТОЦИКЛОВ М1А, ИЖ-350, ИЖ-49 И М-72

В настоящем разделе в основном указаны мероприятия по увеличению мощности двигателей и частично по проведению работ с силовой передачей и ходовой частью мотоцикла.
Описываемые мероприятия по увеличению мощности двигателей мотоциклов М1А, ИЖ-350, ИЖ-49 и М-72 проверены на соревнованиях и являются наиболее успешными. Способы увеличения мощности двигателя М1А разработаны на московском мотоциклетном заводе для мотоциклов, участвующих в спортивных соревнованиях. В качестве указаний по увеличению мощности двигателя мотоцикла ИЖ-350 н ИЖ-49 ппиведены основные данные по спортивному мотоциклу ИЖ-50, изготовленному на основе серийного мотоцикла ИЖ-49.
Для мотоцикла М-72 приведены изменения в двигателе, осуществленные заслуженным мастером спорта Ю. Ф. Кароль, которому за достигнутую максимальную скорость на этом мотоцикле в соревнованиях 1948 и 1949 гг. на кроссе были присуждены золотые медали.
Подготовка к соревнованиям мотоцикла М1А (фиг. 165). В верхней части двигателя производят следующие изменения.

На пути впуска: 1) срезают юбку поршня 2 со стороны впускного окна на 3 — 3,5 мм (фиг. 165,а); 2) распиливают и шлифуют впускной патрубок цилиндра 3 до диаметра 18,5 мм (фиг. 165,а); 3) растачивают диффузор и каналы карбюратора с диаметра 16 мм до диаметра 18 — 18,5 мм или, что эффективнее, устанавливают два стандартных карбюратора.
Не следует спиливать нижнюю кромку впускного окна и увеличивать его площадь. При укорочении юбки поршня более чем на 4 мм падает мощность и резко возрастает расход топлива.
Растачивание отверстия карбюратора свыше диаметра 18,5 мм вызывает поломку карбюратора. При расточке сечение диффузора не делают больше сечения канала; выступающий конец форсунки при механической обработке не должен быть поврежден.
В результате изменений в системе впуска возрастает мощность и число оборотов коленчатого вала повышается до 4500 — 5200 в мин., но зато двигатель устойчиво работает лишь с 2000 об/мин.
На пути выпуска (фиг. 165, а и б): 1) увеличивают высоту выпускного окна с 16 до 19 — 19,5 мм спиливанием верхней кромки на 3 — 3,5 мм, линия новой кромки должна быть параллельна старой кромке; 2) увеличивают ширину окна с 31 до 37 — 39 мм.
Поднятие верхней кромки окна выше рекомендованного предела не дает прироста мощности. При увеличении ширины окна кольца ударяются о кромки окон и быстрее изнашиваются.
Путем указанных изменений в системе выпуска повышают мощность на 2 — 4% при числе оборотов коленчатого вала двигателя около 5000 в мин.
Все каналы цилиндра шлифуют и полируют.
Степень сжатия повышают подрезанием головки и цилиндра (фиг. 165, а). Плоскость серийной головки срезают на 2 — 2,5 мм. На подрезанной поверхности растачивают посадочное место под борт цилиндра глубиной 2 — 2,5 мм диаметром 55 мм. Центрирующий борт цилиндра образуют путем подрезки его верхнего торца на 2 мм.
При подрезании головки цилиндра на 2 — 2,5 мм степень сжатия повышается с 6 до 8,5, при подрезании на 3— 3,5 мм степень сжатия увеличивается до 9 — 10. От дальнейшей подрезки серийная головка разрушается.
Поршень М1А выдерживает тепловые перегрузки и вполне удовлетворительно работает при значительном увеличении мощности двигателя.
Выпускная труба. Вместо серийной выпускной трубы устанавливают: отрезок ее длиной 200 мм с раструбом на конце (диаметр раструба 32 и 98 мм, длина 490 мм) или отрезок серийной трубы длиной 500 мм.
Выпускную трубу первого типа, обеспечивающую устойчивую работу двигателя в диапазоне 4500 — 5200 об/мин, устанавливают для получения максимальной мощности ня шоссейных соревнованиях. Трубу второго типа применяют на соревнованиях по пересеченной местности.
В нижней части двигателя производят следующие изменения.
Устанавливают шпилыки для цилиндра диаметром 7 мм с резьбой М7 Х 1 (фиг. 165, а.).
Диски - заглушки для улучшения герметичности закрываемых ими полостей в маховиках пропаивают по шву или устанавливают на бумажных прокладках с бакелитовым лаком.
Герметичность полостей в маховиках проверяют опусканием их в сосуд, заполненный бензином, причем из полостей не должны выходить пузырьки воздуха.
Подбирают особо качественные сальники и подшипники для коренных шеек.
Все детали кривошипа и картер изнутри полируют пастой, нанесенной на войлочные круги.
При установке магнето изготовляют переходной алюминиевый диск диаметром, равным диаметру корпуса генератора. Диск скрепляют винтами с торцом магнето и затем крепят к картеру как генератор. Вал магнето сцепляют непосредственно с укороченной коренной шейкой двигателя с помощью муфты.
Необходимо предусмотреть некоторую эластичность сцепления для предупреждения быстрой поломки муфты и повреждения вала магнето.
Регулировка двигателей, оборудованных мегафоном. Для получения мощности 8 — 8,5 л. с. при степени сжатия 10 — 11 применяют топливо, состоящее из бензина Б-70 (50%) и бензола (50%) с касторовым маслом, и подбирают жиклер производительностью 160 — 180 см3/мин при установке двух карбюраторов производительность каждого жиклера подбирают равной 135 — 140 см3/мин; свечи устанавливают с калильным числом 225 — 300 (ориентировочно).
Для получения мощности 10 — 10,2 л. с. (практически была достигнута) при степени сжатия 16 — 16,5 применяют топливо, состоящее из метилового спирта в смеси с касторовым маслом, и жиклер производительностью до 300 — 350 см3/мин; при установке двух карбюраторов производительность каждого жиклера — до 280 — 300 см3/мин; уровень топлива в карбюраторе должен быть нормальный, однако, в некоторых случаях поднятие его на 1 — 1,5 мм дает лучшие результаты.
Опережение зажигания устанавливают подбором. С увеличением степени сжатия опережение зажигания уменьшают. При использовании спиртового топлива требуется большее опережение зажигания, чем при использовании бензино-бензольной смеси.
Высокие удельные мощности были достигнуты в результате регулировки двигателя на стенде. В условиях «доводки» двигателя на шоссе результаты могут быть несколько ниже.
Для получения высокой скорости движения на шоссе устанавливают подобранную опытным путем ведущую звездочку коробки передач с числом зубьев обычно не ниже 18, подшипники колес смазывают жидким маслом и уменьшают тормозящее действие сальников.
Подготовка к соревнованиям мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49. При работе над повышением мощности двигателя мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49 целесообразно взять за основу данные технической характеристики двигателя мотоцикла ИЖ-50, обеспечивающего скорость 120 км/час.
Серийный двигатель мотоцикла ИЖ-350 имеет степень, сжатия 5,8 и развивает при 4000 об/мин 11,5 л. с.
Основные отличительные данные технической характеристики двигателя спортивного мотоцикла ИЖ-50 следующие: цилиндр — алюминиевый со вставной гильзой; степень сжатия — 8; максимальная мощность при 4500 об/мин — 14,5 л. с:, карбюратор К-28; диффузор диаметром 27 мм; зажигание — от магнето; смазка — масло, смешанное с бензином в пропорции 1 : 20.
Фазы газораспределения и размеры впускных, продувочных и выпускных окон показаны на фиг. 166.

В этом двигателе возможно применение степеней сжатия в диапазоне от 5 до 16.
Спортсмены, готовя к соревнованиям двигатель мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49, вносят в него ряд изменений.
Путь впуска. Внутреннее сечение впускного патрубка цилиндра и карбюратора должно быть 27 мм, их внутренние поверхности полируют до зеркального блеска. Форму нижнего выступа впускных окон по возможности не изменяют; перегородку, разделяющую впускной канал со стороны, обращенной навстречу потоку горючей смеси, спиливают «на острие» и придают ей обтекаемую форму; окна увеличивают в высоту до 26 мм путем спиливания нижней кромки и в ширину — до 28 мм. Продувочные каналы особенно тщательно сглаживают и полируют; устанавливают новые, более точно подогнанные по отверстиям в цилиндре заглушки, направляющие поток продувочной смеси; окна увеличивают в высоту до 18 мм путем спиливания верхней кромки и в ширину — до 25 мм Выпускные окна увеличивают в высоту до 25 мм спиливанием верхней кромки и в ширину — до 32 мм. На выпуске применяют или верхние трубы с пустыми глушителями или нижние трубы без глушителей, удлиненные до оси заднего колеса или укороченные с примерно одинаковыми результатами. Некоторое незначительное преимущество дает установка верхних труб с пустыми глушителями.
Нужно отметить, что скорость 130 км/час на мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 и ИЖ-50 была достигнута многими спортсменами при различных фазах газораспределения и выпускных устройствах. Точные установки по подготовке двигателей этих мотоциклов еще не определились.
Подготовка к соревнованиям мотоцикла М-72. При подготовке к соревнованиям в частях и механизмах мотоцикла производят следующие изменения.
Цилиндры. Головки цилиндров не подвергают изменениям для уменьшения Камеры сгорания или подрезают на 2 мм. В обоих случаях их притирают по цилиндру и устанавливают без прокладок. У подрезанных головок при необходимости снимают металл над клапанами.
Поршни новых двигателей подвергают приработке обкаткой мотоцикла при пробеге 2000 км, после чего устанавливают комплект новых колец. Новые кольца прирабатывают во время пробега мотоцикла в 200 км.
Клапаны выпускные оставляют без изменения, впускные заменяют новыми с головкой диаметром 40 мм. Под увеличенный размер клапанов соответственно разделывают седла в цилиндрах. Перед соревнованиями рабочие фаски клапанов и седел проверяют.
Толкатели клапанов облегчают примерно на 12 г каждый.
Большую распределительную шестерню суживают (протачивают) на 1/3 длины зуба.
Фазы газораспределения номинальные. Для получения номинальных, строго одинаковых фаз для обоих цилиндров проверяют несколько распределительных валов и производят доводку кулачков в основном путем шлифования их затылочной части. Фазы устанавливают по градуированному диску. Начало открытия клапана регистрируют индикатором. При выборе распределительного вала в случае батарейного зажигания особое внимание уделяют точности работы кулачка зажигания.
Сапун. Отверстия в роторе сапуна, картере и отводящей трубке увеличивают в диаметре на 2 мм.
Поддон картера углубляют для увеличения вместимости на 1,5 л.
Генератор. При батарейном зажигании добавочное сопротивление в цепи обмотки возбуждения увеличивают путем уменьшения ширины угольной пластинки в реле-регуляторе.
Магнето. В случае применения магнето последнее устанавливают на место генератора и приводят во вращение от промежуточной шестерни, устанавливаемой на распределительном валу.
Карбюраторы. Диффузоры растачивают на 1,5 мм, на впускной горловине устанавливают насадку-раструб, между карбюратором и цилиндром — теплоизолятор.
Регулировка двигателя. Производительность главного жиклера определяют подбором при поднятой кверху обогатительной игле. Опережение зажигания — 45° при бензино-бензолыюй смеси и 48° при тройной смеси (бензин, бензол, спирт). Зазоры между клапанами и толкателями — 0,1 мм. Свечи с калильным числом 280 — для шоссейных соревнований и 175 — для кросса. Масло — МС.
Сцепление двухдисковое. Отверстия под пружинами на тыльной части маховика закрывают дисками из жести. Упругость пружин несколько увеличивают.
Коробка передач. Заменяют шестерни третьей и четвертой передач для уменьшения передаточного числа.
Задняя передача с передаточным отношением 9/35.
Колеса сбалансированы полосками свинца, подшипники ступиц смазываются маслом МК. Увеличено дренажное отверстие полости тормоза заднего колеса.
Переднюю вилку смазывают автолом 6.
Шины — размером 3,5 X 19.
Ходовая часть облегчена.
Мотоцикл оборудован тахометром и кнопкой выключения зажигания, расположенной на руле.


предыдущая страница оглавление