На главную


РЕГУЛИРОВКА МОТОЦИКЛА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ

После проведения работ по увеличению мощности двигателя, регулировки ходовой части и обкатки мотоцикла для достижения максимальной скорости подбирают соответствующую производительность главного жиклера, угол опережения зажигания, калильное число свечи и передаточное отношение трансмиссии. Наибольшей скорости и безаварийной работы двигателя достигают при правильном подборе жиклера, опережения зажигания, свечи и передаточного отношения силовой передачи.
Значительное количество возможных сочетаний приведенных выше факторов вызывает необходимость ведения дневника с записями характеристик регулировок и достигнутых скоростей.
Предварительно результаты внесенных изменений оценивают по выверенному спидометру или тахометру, окончательную фиксацию достигнутой скорости — секундомером по времени прохождения полукилометрового или километрового участка прямолинейного гладкого шоссе.
Подбор производительности главного жиклера. Для подбора главного жиклера к карбюраторам предварительно заготовляют набор тарированных жиклеров, отличающихся один от другого по производительности на 5 см3/мин. Хранят жиклеры в специально приготовленном футляре с пронумерованными ячейками.
Перед подбором главного жиклера двигатель регулируют на малые обороты холостого хода, обогатительная игла полностью поднимается вверх. Скорость мотоцикла измеряют при движении с полностью открытым дросселем.
Первую пробу начинают с такого жиклера, производительность которого может дать ошибку в сторону образования слишком богатой смеси. Затем, ориентируясь на показания спидометра или тахометра, сначала устанавливают еще большие жиклеры, а затем, если понадобится, пробуют меньшие жиклеры. Не рекомендуется начинать регулировку с малых жиклеров во избежание возможного прогорания поршня от бедной смеси.
Из двух жиклеров, обеспечивающих мотоциклу равную скорость, выбирают больший, чтобы снизить температуру поршня.Уточненную оценку подбора жиклера производят по состоянию и цвету нижней части изолятора правильно подобранной свечи.
Следует учитывать также влияние сечения диффузора карбюратора на производительность жиклера. Производительность жиклера должна соответствовать размеру диффузора. Чем больше сечение диффузора, тем больше производительность жиклера. Для соревнований, на которых двигатель работает на переменных числах оборотов коленчатого вала, например, кроссах и кольцевой гонке, лучшие результаты обеспечивает меньший диффузор, при соревнованиях на шоссе — больший диффузор.
Стремление спортсменов использовать наибольший диффузор приводит, в частности, к следующему явлению. При чрезмерно большом диффузоре до 3/4 подъема дроссельный золотник работает нормально, а при дальнейшем подъеме начинает лишь обеднять смесь. Попытки увеличить производительность жиклера к положительным результатам не приводят. Обеднение смеси в данном случае мало отражается на скорости мотоцикла и даже может произойти кратковременное увеличение скорости, но поршень будет поврежден от перегрева.
Подбор наивыгоднейшего угла опережения зажигания. При выборе угла опережения зажигания рекомендуется руководствоваться следующими соображениями.
При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя требуется увеличение опережения зажигания. При увеличении степени сжатия опережение зажигания следует уменьшать. После замены бензина бензолом, спиртом или при увеличении содержания в смесях бензола и спирта опережение зажигания должно быть увеличено.
На прерывателе или на корпусе манетки на руле необходимо, по показаниям проверочной лампочки, нанести шкалу для фиксации изменения угла опережения зажигания. Так как при перемещении прерывателя нередко изменяется зазор между контактами, который сильно изменяет угол опережения, то при регулировке следует периодически повторно проверять значения, нанесенные на шкале.
Подбор свечи зажигания по калильному числу. Пригодность свечи для двигателя увеличенной мощности оценивают по калильному числу свечи и уточняют по цвету и состоянию ее нижней части. Свеча, нагреваясь при работе двигателя, должна быстро освобождаться от масла и копоти, но в то же время не вызывать калильного зажигания. Поэтому при подборе свечи, в основном, учитывают температурные условия, в которых свеча будет работать. Свечи с большими калильными числами, так называемые «холодные», предназначены для двигателей с высокими степенями сжатия, работающими с большими числами оборотов коленчатого вала.
Для двигателей с алюминиевыми или бронзовыми головками цилиндров, цилиндрами из алюминия с вставными гильзами и развитыми ребрами вследствие лучшего охлаждения двигателя можно применять более «горячие» свечи.
При прочих равных условиях для двухтактных двигателей требуются более «холодные» свечи.
Предварительно калильное число свечи выбирают в зависимости от степени сжатия:

Калильное число
степень сжатия

225-240
6-7

260-275
7-8

275-300
8-9

380-440
10-11

440-500
11-14

Высококалильные свечи завода АТЭ заменяют свечи со следующими калильными числами:

Маркировка свечей завода АТЭ

Калильное число заменяющих свечей

Маркировка свечей завода АТЭ

Калильное число заменяющих свечей

Маркировка свечей завода АТЭ

Калильное число заменяющих свечей

ВКС-9
ВКС-10
ВКС-12
ВКС-14
ВКС-15

220
240
260
280
300

ВКС-16
ВКС-17
ВКС-18
ВКС-19
ВКС-20

320
340
350
380
400

ВКС-21
ВКС-22
ВКС-23
ВКС-25
ВКС-28

420
450
500
550
600

При работе двигателя свеча, обильно покрывающаяся копотью, слишком холодна, а при следах оплавления — слишком горяча для данного двигателя. У правильно подобранной свечи двигателя спортивного мотоцикла нижняя часть изолятора должна быть серого цвета, а торец корпуса — темный, причем торец слегка влажный.
Чтобы не допустить ошибки в выборе свечи по калильному числу, необходимо иметь в виду, что копоть на изоляторе или признаки его перегрева могут появиться и при правильно определенном калильном числе.
Перебои в зажигании, проникновение масла в камеру сгорания (из-за повреждения маслосъемного кольца), недостаточно прогретый двигатель, длительная работа на малых оборотах при неправильно отрегулированном карбюраторе и чрезмерно богатая смесь вызывают потемнение изолятора свечи — признак слишком большого калильного числа свечи.
Нарушение герметичности свечи, негерметичная установка свечи в двигателе и бедная смесь связаны с явлениями перегрева изолятора свечи — признак слишком малого калильного числа свечи.
Следовательно, для правильной оценки выбора свечи необходимо исключить все эти причины, влияющие на ее состояние. Но так как состав рабочей смеси также контролируют по состоянию свечи, то выбор свечи и выбор жиклера оказываются связанными один с другим и их выполняют параллельно. Прежде устанавливают свечу с меньшим калильным числом. Затем подбирают жиклер. После подбора жиклера последовательно устанавливают более «холодные» свечи. «Холодная» свеча может покрыться копотыо в период прогрева двигателя, поэтому двигатель прежде прогревают на более «горячей» свече и по достижении нормальной рабочей температуры двигателя «горячую» свечу заменяют «холодной».
Подбор передаточного отношения силовой передачи. Передаточное отношение характеризуется передаточным числом, представляющим собой частное от деления произведения чисел зубьев всех ведомых шестерен на произведения чисел зубьев всех ведущих шестерен силовой передачи.
Для достижения максимальной скорости мотоцикла подбирают для силовой передачи такое передаточное число, при котором двигатель будет работать с числом оборотов коленчатого вала, соответствующим числу оборотов при максимальной мощности.
При слишком малом передаточном числе двигатель окажется перегруженным и не будет развивать число оборотов коленчатого вала, соответствующее числу оборотов при максимальной мощности.
В случае большого передаточного числа двигатель при числе оборотов коленчатого вала, соответствующем максимальной мощности, не загрузится полностью, а возрастание числа оборотов будет связано с падением мощности.
В обоих случаях из-за работы двигателя не на полной мощности достигнутая скорость будет меньше возможной.
Перед спортивными соревнованиями передаточное число для серийного мотоцикла с двигателем увеличенной мощности подбирают опытным путем. Если обнаружено, что мотоцикл со стандартными шестернями имеет очень большое ускорение, движется на подъемы и против ветра так же, как под уклон и по ветру, то очевидно, что двигатель не загружен и передаточное число можно уменьшить.
В том случае, когда мотоцикл имеет малое ускорение и число оборотов коленчатого вала двигателя заметно уменьшается даже на небольших подъемах и при движении против слабого ветра, это означает, что двигатель перегружен и передаточное число должно быть увеличено.
Передаточное число уменьшают путем соответственного увеличения числа зубьев ведущих шестерен.
Увеличения передаточного числа достигают уменьшением числа зубьев ведущих шестерен или увеличением числа зубьев ведомых шестерен.
У мотоциклов с цепным приводом заднего колеса при подборе передаточного отношения заменяют звездочку коробки передач.
Замена ведомой шестерни заднего колеса обычно менее удобна. Например, для подбора передаточного отношения у мотоцикла М1А заготовляют набор ведущих звездочек коробки передач с числами зубьев: 14, 15 (стандартные), 16, 17, 18 и 19.
Для подбора передаточного отношения у мотоциклов с карданной передачей устанавливают картеры задней передачи с различными парами конических шестерен или заменяют шестерни в коробке передач.
В редукторах задней передачи мотоциклов типа М-72 имеются пары шестерен со следующими числами зубьев, обозначение которых выбито снаружи картера: 8/37, 8/35, 9/35 и 10/36.
Перестановка редуктора задней передачи целиком значительно проще, чем замена шестерен в коробке передач, требующая коренной переборки механизма коробки. Однако замена шестерен в коробке обеспечит более высокую среднюю скорость преимущественно на соревнованиях по кольцевой трассе и кроссах, если уменьшить и сблизить передаточные числа хотя бы третьей и четвертой передач. При замене в коробке передач для уменьшения передаточного числа только одной пары шестерен четвертой передачи возникают затруднения при переключении с третьей на четвертую передачу.
Передаточное отношение мотоцикла может быть изменено также путем установки колес большего или меньшего диаметра. Изменения диаметра колеса можно достигнуть, в частности, установкой шин различного профиля.
Окончательный выбор передаточного отношения уточняют в зависимости от вида соревнований, профиля пути и силы ветра.


предыдущая страница оглавление следующая страница