На главную


РЕМОНТ ШИН

Для выполнения ремонта шину необходимо снять с колеса. При неумелом снятии и монтаже шины разрывают бортовую проволоку покрышки и, защемляя монтажными лопатками камеру, прокалывают в ней отверстия. Для правильного снятия и монтажа шины на обод необходимо выполнять приводимые ниже указания.
Снятие и монтаж шин. Для снятия покрышки необходимо выпустить воздух, надавливая на стержень золотника или вывернув золотник; отвернуть гайку на корпусе вентиля и втолкнуть его внутрь обода; обжать покрышку с боков ногами или обстучать тяжелым молотком, чтобы ее борта отстали от обода; поддеть монтажной лопаткой край борта около вентиля, а с противоположной стороны этот же борт вдавливать в углубление обода; действуя второй лопаткой, постепенно выводить борт наружу, все время удерживая его неснятую часть в углублении обода; заканчивать вынимание борта также около вентиля.
С обода, имеющего в углублении поперечные выдавленные ребра (мотоциклы М-72 и БМВ), расположенные на одной трети его окружности против отверстия вентиля, снятие покрышки следует начинать не от вентиля, а на середине участка поперечных ребер. В противном случае ребра, будут мешать покрышке войти в углубление обода и проволока от увеличения усилия, прилагаемого при снятии и монтаже шины, может быть оборвана монтажными лопатками.
Покрышка должна сниматься без особого усилия. Длинных монтажных лопаток применять нельзя. Если усилие приходится сильно увеличивать, то это может быть следствием того, что еще не снятый участок борта не вошел в углубление обода. Это происходит нередко от защемления камеры между бортом покрышки и ободом. Защемленную камеру осторожно выводят из-под борта и проталкивают внутрь покрышки с помощью монтажной лопатки. Когда из-за жесткости покрышки трудно вставить под нее монтажные лопатки, то их слегка смазывают солидолом. Второй борт снимают (после удаления камеры из покрышки) с учетом расположения ребер (если они имеются) в углублении обода.
При монтаже покрышки выполняют следующие операции: путем осмотра и ощупывания проверяют состояние корда внутренней поверхности покрышки; смотрят не отслоились ли нити, не торчат ли внутрь острия, которые так же, как и мусор, удаляют; проверяют расположение предохранительной резиновой ленты (флепа) на ободе; покрышку изнутри и камеру снаружи протирают тальком; на положенное на бок колесо надевают один борт покрышки; если в углублении обода имеются поперечные ребра, то, монтируя покрышку, прежде надевают ее на обод около отверстия для вентиля, борт заправляют вправо и влево от отверстия для вентиля и заканчивают монтаж борта на середине участка ребер; в покрышку вкладывают слегка накачанную камеру; устанавливают вентиль в отверстие обода, причем рекомендуется пользоваться колпачком вентиля, прикрепленным к проволоке так, как это указано на фиг. 150; вентиль со ступенчатым корпусом вставляют только до заплечика; на короткий вентиль, не имеющий заплечика, на несколько ниток навертывают гайку. Если покрышка надевается на обод очень туго, что чаще наблюдается при монтаже новой покрышки, можно рекомендовать слегка смазать монтажные лопатки солидолом. При этом самую тугую покрышку не трудно надеть на обод.

Второй борт (на обод без ребер) начинают и заканчивают заправлять около вентиля. К тому времени, когда две трети борта заправлены, одной монтажной лопаткой придерживают борт, а другой небольшие участки борта постепенно перетягивают через закраину, все время вдавливая надетый участок борта в углубление обода. Надо действовать крайне осторожно, чтобы не защемить монтажной лопаткой камеру.
Вставлять лопатку следует не глубоко, а надавливая на нее, необходимо ощущать, упирается ли она в металл или в резину. При перетягивании последнего участка борта через закраину обода можно в помощь лопатке надавливать на покрышку ногами или ударять по ней деревянным молотком.
На обод с поперечными ребрами заправку покрышки начинают от участка ребер. Последнюю часть борта перетягивают через закраину обода на середине участка ребер.
Вентиль в отверстии обода должен стоять прямо. Его выравнивают, провертывая покрышку на ободе вправо или влево при ненакаченной камере.
Во время накачивания камеры следят за тем, чтобы центрирующий круг на покрышке располагался на равном расстоянии от обода. При затруднении в центрировании покрышки полунакачанную шину боком ударяют о землю. Для облегчения накачивания золотник вывертывают заподлицо с корпусом вентиля. Если в насосе имеется обратный клапан, то рекомендуется золотник из вентиля удалить, вследствие этого для накачивания потребуется значительно меньшее усилие. По окончании накачивания воздуха быстро снимают шланг с вентиля и завертывают в него золотник. Чтобы выполнить эту операцию с возможно меньшей потерей воздуха из камеры, золотник предварительно вставляют в ключевой конец колпачка и с помощью последнего вводят в вентиль.
Ремонт камеры. Место повреждения камеры, быстро выпустившей воздух, обнаруживают путем внимательного осмотра или, накачав ее, находят место выхода воздуха. Для определения места повреждения камеры, медленно теряющей давление, накачанную камеру погружают в воду. Пузырьки медленно выходящего воздуха, указывающие место повреждения, обнаруживают при внимательном осмотре каждого участка поверхности камеры. Для облегчения этой операции рекомендуется камеру сильнее накачивать, следя за тем, чтобы не образовались вздутия, от которых камера может разорваться.
Когда нет возможности воспользоваться этим способом, например, в пути, при поисках причины небольшой утечки воздуха обращают внимание на следующее.
1. Герметичность золотника. Для проверки утечки воздуха торец вентиля смачивают. Даже медленное вздутие жидкостной пленки указывает на утечку. Если от дополнительного завертывания золотника утечка не прекратится, золотник вывертывают для осмотра. При повреждении резиновой конической уплотнительной муфты или резинового вкладыша в запорном клапане необходимо установить исправный золотник. Временно утечку воздуха можно устранить плотным завертыванием колпачка.
2. Герметичность установки корпуса вентиля в камере. Крепящую корпус гайку надо попытаться затянуть потуже.
3. Плотность прилегания заплат и надежность соединения в стыке.
4. Внутренняя поверхность покрышки. При ощупывании и осмотре могут обнаружиться торчащие из корда острия, пробоины и отслоение отдельных нитей корда, вызывающие повреждения камеры. Длинный гвоздь нередко прокалывает в камере по два отверстия в одном или нескольких местах. Обнаружив гвоздь в корде, следует искать несколько проколов.
5. Различие предохранительной ленты в углублении обода. Концы спиц, торчащие из головок нипелей, вызывают повреждения камеры.
6. Складки и защемления камеры бортом покрышки от неумелого монтажа. В этих местах возможно образование мельчайших отверстий.
Обнаруженное повреждение необходимо немедленно очертить мелом или карандашом, в противном случае место утечки воздуха придется отыскивать вторично.
Поврежденные места камер ремонтируют установкой заплат на резиновом клее или путем вулканизации.
Ремонт камер на резиновом клее. Заплаты на резиновом клее в жаркую погоду и от нагревания покрышки во время быстрой езды отстают от камеры. Поэтому рекомендуется ремонтировать камеры вулканизацией, а резиновым клеем пользоваться лишь для временной заклейки камеры.
Техника ремонта камер с применением резинового клея общеизвестна. Однако для прочного прокладывания заплаты на мотоциклетную камеру необходимо иметь в виду некоторые особенности этой операции.
В качестве материала для заплаты применяют специальную листовую резину, покрытую на заводе клеем и слоем защитного полотна или отрезок старой камеры. В первом случае предварительной подготовки заплаты не требуется, необходимо только выкроить соответствующего размера заплату, снять с нее слой защитного полотна и наложить на приготовленную обычным способом, смазанную клеем и просушенную поверхность камеры. Во втором случае требуется предварительная подготовка заплаты. Кроме того, заплата, выкроенная из неэластичной толстой резины, приклеивается к камере из натурального каучука непрочно, поэтому ее следует изготовлять из такой же резины, из какой сделана камера, но лучше из более эластичной резины.
Диаметр круглой заплаты для заклейки проколов должен быть равным примерно 35 — 40 мм. При ремонте больших разрывов край заплаты должен отстоять от места повреждения на 25 — 30 мм. Косую фаску у края заплаты снимают наждачным точилом, рашпилем или лезвием бритвы.
Камеру с очень большими разрывами, на которые не удается наложить заплату, можно отремонтировать путем установки вместо удаленного поврежденного участка манжеты из другой камеры.
В этом случае камеру склеивают следующим образом. Концы камеры и манжеты вывертывают наизнанку и складывают так, как указано на фиг. 151. После подготовки склеиваемых поверхностей (зачистки, смазывания клеем и просушивания) наружную манжету постепенно сдвигают на внутреннюю.

При ремонте камеры, из которой вырван корпус вентиля, последний вводят внутрь камеры. На двухслойном стыковом участке или в другом целом месте камеры прорезают ножницами маленькое отверстие и вытягивают через него корпус вентиля наружу. Отверстие в камере, через которое хоть один раз протолкнули фланец корпуса вентиля, не пригодно для герметичного закрепления вентиля даже при очень тугом завертывании гайки. Вокруг нового отверстия рекомендуется наклеить слой прорезиненной ткани. Старое отверстие вентиля заделывают заплатой.
Склеиваемые поверхности лучше всего зачищать наждачным точилом, за неимением его пользуются стеклянной шкуркой, теркой, рашпилем. Проволочной щеткой можно быстро зачистить резину, но при недостатке опыта щеткой делают глубокие прорезы на резине. Полезно промывать склеиваемые поверхности легкоиспаряющимся бензином. Обработанные шероховатые поверхности заплаты и камеры при малейшем попадании на них масла или бензина второго сорта прочно склеить не удается.
Наносить клей на склеиваемые поверхности следует не менее двух раз. При нанесении толстого слоя клея ухудшается прочность склеивания. Каждый слой клея высушивают в течение 10 — 15 мин. Если чистый палец не прилипает к намазанным поверхностям и на них нет пузырьков — клей высох. Непросохшие поверхности не склеиваются. От длительного просушивания прочность склеивания увеличивается. Чтобы во время сушки намазанная клеем заплатка не сворачивалась в трубку, ее следует класть на предмет цилиндрической формы, например, на бутылку, трубу руля и т. п.
Если заплата наложена неровно и ее приходится снимать, то весь процесс зачистки и намазывания клеем повторяют.
Наложенную заплату прижимают пальцами от центра к краям, чтобы под ней не осталось воздуха, затем ее поверхность обстукивают молотком и присыпают тальком.
Ремонт камер вулканизацией. Материалом для заплат при ремонте камер вулканизацией служит листовой каучук, содержащий серу (в мастерских применяют преимущественно резину и специальный вулканизирующийся клей). Заплату сильно прижимают к камере и подвергают постепенному и равномерному нагреву паром. При определенной температуре (135 — 140°) заплата и камера соединяются в одно целое. Необходимость точного соблюдения определенного температурного режима при вулканизации вызывает большие трудности в применении этого способа вне специализированной мастерской. При недостаточном прогреве каучук с серой не соединяются с камерой, а при чрезмерно высокой температуре повреждается материал камеры.
Ремонт камер вулканизацией вне мастерских при помощи специальных вулканизационных брикетов, свинца или поршня производят одинаково, отличие состоит лишь в различных способах нагрева.
Вулканизационный брикет представляет собой металлическую чашку, заполненную горючим веществом. На дне снаружи чашки имеется пластинка соответственно приготовленного каучука, прикрытого слоем защитной пленки. Место повреждения камеры зачищают и делают шероховатым, как было указано выше (наждачным кругом, теркой, рашпилем), но без применения бензина. С каучуковой пластинки сдирают слой защитной пленки, устанавливают заплату на место повреждения камеры и металлическую чашку брикета прижимают к камере струбциной (фиг. 152).

Горючий материал в любом месте разрыхляют и поджигают. После его сгорания в чашке остается горячий шлак. По остывании шлака винт струбцины отвертывают и чашку снимают. Температура и количество выделившегося при этой операции тепла обеспечивают вулканизацию заплаты. Признаком хорошей установки заплаты служат отсутствие ноздреватости ее поверхности и легкое отделение от нее дна чашки. Непроварившаяся заплата прилипает к дну чашки и отходит от камеры частично или полностью вместе с чашкой. Это явление наблюдается при использовании длительно хранившихся брикетов. Для соблюдения необходимого температурного режима в этом случае рекомендуется предварительно нагреть струбцину.
Для ремонта камер вулканизацией с помощью свинца изготовляют из стали, чугуна или дуралюмина чашку с высотой борта в 2 раза большей, чем высота чашки вулканизационного брикета (примерно 14 мм). Далее выполняют все описанные выше подготовительные операции. Чашку с пластинкой каучука с серой прижимают к камерг струбциной. Для нагрева заплаты чашку вровень с краями заполняют расплавленным свинцом. Таким образом обеспечивается вполне удовлетворительный температурой режим вулканизации, заплата хорошо проваривается и камера не получает дополнительных повреждений из-за перегрева резины.
Способ вулканизации с помощью поршня широко применялся в период Отечественной войны и, несмотря на недостатки, вошел в практику ремонта камер в пути.
Этот способ заключается в том, что заплату из каучука с серой прижимают к камере дном поршня с помощью домкрата и нагревают, сжигая бензин, наливаемый в поршень.
Удобство этого способа заключается в том, что для его осуществления не требуется специальных приспособлений. Недостаток — трудность соблюдения температурного режима. Для успешного применения этого способа необходимо подобрать подходящего размера чугунный или алюминиевый поршень и приобрести навык в определении потребного количества вливаемого в поршень бензина. Лучшие результаты получаются при применении чугунного поршня, так как алюминиевый поршень вследствие большой теплопроводности, слишком быстро нагревается и остывает, не обеспечивая постепенного и равномерного прогрева заплаты. Ввиду этого под алюминиевый поршень подкладывают слой листового асбеста или плотной бумаги. Вулканизацию следует вести с большой осторожностью, так как от соприкосновения краев дна горячего поршня с камерой на ней может образоваться глубокий вдавленный след поврежденной резины. Не следует заплату сдавливать поршнем до соприкосновения его краев с камерой. Для предохранения камеры от горячего дна поршня под него кладут лист асбеста или плотную бумагу с отверстием для заплаты.
Ремонт покрышки. На проколы покрышки изнутри ее можно устанавливать заплаты из прорезиненной ткани на клее. Края заплаты должны быть срезаны заподлицо с кордом Все, даже единичные отслоения нитей корда необходимо закрывать предохранительными заплатами из резины. Большие пробоины в покрышке рекомендуется ремонтировать только в вулканизационной мастерской.
В случае крайней необходимости допустимо устанавливать на место разрыва под покрышку манжеты из прорезиненной ткани или из старой велосипедной покрышки, стянутые несколькими петлями веоевки. Это мероприятие предохраняет временно от дальнейшего разрушения нити корда.
При установке манжеты края ее следует полого срезать, чтобы они плавно соединялись с внутренней поверхностью покрышки. Но любые меры (срезание острых углов манжеты и присыпание тальком) не предохраняют стенку камеры от перетирания насквозь при продолжительной езде с манжетой.


предыдущая страница оглавление следующая страница