На главную


РЕМОНТ ТРОСОВ, РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ ДРОССЕЛЕМ КАРБЮРАТОРА И СПИДОМЕТРА

Устранение повреждений тросов. Происходящие при эксплуатации мотоцикла повреждения тросов управления в пути являются следствием недостаточного ухода за ними и могут быть полностью исключены, если выполнять некоторые несложные профилактические мероприятия.
К повреждениям тросов управления относятся обрыв тросов; заедание троса в оболочке от защемления ее и из-за обрыва отдельных стальных проволок троса; соскакивание наконечника, припаянного к концу троса. У ручки управления дросселем карбюратора наблюдается заедание механизма или произвольное возвращение ручки в исходное положение.
Обрыв троса вследствие большого запаса прочности на разрыв не может произойти без предшествующего обрыва отдельных стальных проволок. Обрыв проволок происходит из-за усталости металла от многократного изгиба и перетирания (обычно в месте выхода троса из оболочки около наконечников и на участках частичного защемления оболочки). Эти повреждения легко можно обнаружить при периодических профилактических осмотрах. Если отдельные проволоки начали обрываться или оболочка частично защемлена, то трос следует немедленно заменить новым.
Для продления срока службы тросов их своевременно смазывают и по возможности защищают от перетирания и изгиба.
Тросы, имеющие на оболочке штуцеры для смазки, смазывают при помощи солидолонагнетателя (фиг. 136).

При отсутствии на оболочке штуцеров, тросы смазывают следующими способами.
1. Трос снимают с мотоцикла и на несколько часов опускают в масло с керосином, а затем насухо вытирают снаружи.
2. Отцепляют один конец троса (тот, который легче отцепить), например, от карбюратора или от рычага сцепления на картере мотоцикла М-72:
На конец оболочки надевают отрезок резиновой или хлорвиниловой трубки, достаточно широкой, чтобы сквозь нее прошли наконечник троса и регулировочные штуцеры и, с помощью изоляционной ленты уплотняют щель между оболочкой и трубкой.
В трубку, используемую как воронку, наливают масло с керосином (фиг. 136, б) и привязывают к деревянному стержню, укрепленному в передней вилке, чтобы масло проникало в оболочку самотеком.
Примерно через час масло покажется на втором конце оболочки, надежно смазав трос.
Перетирание троса в месте выхода его из оболочки происходит из-за трения троса о край отверстия оболочки, колпачка или регулировочного штуцера без смазки или при смазке, насыщенной песком и пылью. Защита троса в этих местах от пыли и перетирания (например, около рычага сцепления на коробке передач мотоцикла М-72 или у переднего тормоза большинства мотоциклов) осуществляется путем надевания на трос отрезка резиновой трубки или резинового колпачка. Последний служит направляющей втулкой и автоматически очищает трос от пыли при его движении (фиг. 136, в).
Обрыв троса происходит также от его изгиба около наконечников вследствие неправильной подгонки наконечников к ручкам управления и неаккуратной пайки. Правильную установку тросов с наконечниками на припое производят следующим образом.
Первоначально определяют необходимую длину отрезка нового троса измерением сложенных вместе кусков разорванного троса (фиг. 137, а).

Длина троса может быть также определена по табл. 7.

Таблица 7

Размеры тросов управления (в мм)

Мотоцикл

Назначение троса

Диаметр троса

Длина троса

Длина оболочки

Разница между длиной троса и оболочки

М-72
ИЖ-350, ИЖ-49
М1А, К-125
К1Б
К1В
М-72
ИЖ-350, ИЖ-49
М1А, К-125
К1Б
К1В
М-72
ИЖ-350, ИЖ-49
М1А, К-125
К1Б
К1В
М-72
ИЖ-350, ИЖ-49
М1А, К-125
К1Б
К1В

Привод сцепления
Привод сцепления
Привод сцепления
Привод сцепления
Привод сцепления
Привод тормоза
Привод тормоза
Привод тормоза
Привод тормоза
Привод тормоза
Привод дросселя
Привод дросселя
Привод дросселя
Привод дросселя
Привод дросселя
Привод опережения
Привод воздушной заслонки
привод декомпрессора
привод декомпрессора
привод декомпрессора

2,73
2
2
1,6
2
2,2
2,2
2
2
2
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

1380
1000
1085
945
885
1230
1057
845
900
2287
1005
820
923
820
1259
868
825
640
642
1110

1205
900
965
848
730
1065
840
560
615
1440
868
750
855
750
1190
750
700
590
570
1036

175
100
120
97
55
165
217
285
285
874
137
70
68
70
69
118
125
50
72
74

При отделении отрезка троса от мотка место отреза облуживают припоем. Трос на облуженном участке перерубают остро заправленным зубилом или перепиливают трехгранным личным напильником. Облуженный конец троса легко проходит сквозь оболочку и отверстие в наконечнике, плотно подогнанное по диаметру троса, сплетение стальных проволок троса при этом не повреждается. Наконечник должен соответствовать по форме гнезду, в которое он входит, в противном случае трос будет усиленно изгибаться (фиг. 137, б). У троса с надетым наконечником все составляющие его проволоки по отдельности отгибают плоскогубцами веером по форме зенкованного отверстия в наконечнике (фиг. 137, в). Наконечник и трос смачивают «паяльной кислотой» и пропаивают оловянным припоем. Если пропаивают трос, бывший в употреблении, то его предварительно промывают бензином или другим растворителем и зачищают наждачной шкуркой.
Если проволоки конца троса не разделить веером, т. прочность припоя будет недостаточна и наконечник сорвется с троса, что нередко наблюдается у тросов переднего тормоза и сцепления.
Пропаянное место промывают теплой водой для удаления остатков «паяльной кислоты» и смазывают маслом, чтобы предупредить окисление нитей, от которого они чрезвычайно скоро обрываются.
Для уменьшения изгиба и закручивания наиболее нагруженных тросов наконечники в гнездах должны быть подвижными (фиг. 137, в). Для этого наконечникам придают шарообразную или цилиндрическую форму, в зависимости от формы гнезда для них в ручке, и смазывают. Уменьшение изгиба троса достигают путем установки на трос около наконечника небольшого отрезка трубки или пропаивания конечного участка троса.
При обрыве тросов в пути можно воспользоваться (только в качестве способа временного ремонта) наконечниками-зажимами разных типов, показанными на фиг. 138, которые должны быть в инструментальной сумке. Хотя наконечники надежно закрепляют любой трос, но срок службы троса при таком способе установки все же меньше, чем при установке его на припое.

Для закрепления наконечника (фиг. 138, а) проволоки конца троса делят на два пучка, отгибают их в противоположные стороны под прямым углом и укладывают в боковые прорези наконечника. При сжатии наконечника комбинированными плоскогубцами или ударом молотка трос защемляется достаточно надежно. Наконечник (фиг. 138, б) закрепляют на тросе при впрессовывании бокового клина.
Цангового типа наконечник (фиг. 138, в) закрепляют на» тросе примерно так же, как подпятник пружины на клапане двигателя. Закрепление наконечников с винтовыми зажимами показано на фиг. 138, г, д, е.
Для дальних пробегов рекомендуется брать в дорогу зажимные наконечники или комплект запасных тросов, или брикеты сухого спирта для ремонта тросов пайкой.
Защемленный участок оболочки, если витки его не удается выровнять комбинированными плоскогубцами, следует удалить, перепилив витки в двух местах, не повреждая находящегося в оболочке троса. Отделенные витки разматывают и удаляют с помощью комбинированных и простых плоскогубцев.
На образовавшийся стык надевают соединительную муфту (фиг. 139, а) или отрезок толстой резиновой трубки (фиг. 139, б), например, от насоса для шин.

Наладка ручки управления дросселем карбюратора. Заедание механизма ручки управления дросселем карбюратора чаще всего происходит из-за недостатка смазки и усиливается от попадания воды. Заедание устраняют путем введения смазки.
Ручка управления дросселем мотоцикла М-72, с помощью которой преодолевают при работе упругость пружин двух карбюраторов, имеет ползун из цинкового сплава. При износе ползуна или поломки его тонких боковых стенок механизм ручки заклинивается. Новый ползун можно изготовить (желательно из бронзы) вручную в тисках. Бронзовый ползун очень надежен и износоустойчив.
Заклинивание ручки управления дросселем этого типа происходит также при завертывании без прокладки штуцера для смазки, так как его глубоко завернутый резьбовой конец упирается в ползун. Для установки нового ползуна взамен поврежденного сдвигают вперед лобовую часть ручки, закрепленную тремя винтами, из которых один дополнительно законтрен гайкой. При глубоком завертывании с большим усилием винты упираются в трубу руля, отжимают и ломают ободок корпуса ручки. Чтобы не повредить корпус ручки, два коротких винта следует завертывать не очень туго, но так, чтобы не могло произойти самопроизвольного отвертывания. Длинный винт, входящий в отверстие трубы руля, можно завертывать потуже и затем законтрить гайкой. Для замены корпуса ручки необходимо снять с ручки резиновый чехол. Чтобы снять чехол и не повредить его, под чехол в трех точках по окружности вводят стальные спицы и вливают в образовавшиеся щели бензин.
Произвольное возвращение ручки в исходное положение под действием пружин дроссельных золотников наблюдается при износе и повреждении их тормозного устройства. Например, у мотоцикла М-72 торможение ручки управления дросселем осуществляется приваренной или приклепанной к заднему концу ручки специальной пружиной, обхватывающей трубу руля. При стирании головки заклепки, утопленной в зенкованном отверстии пружины, или нарушении сварного шва пружина отделяется от ручки. При установке спиральной пружины на место завиток ее должен быть направлен против часовой стрелки для того, чтобы произвольному возвращению ручки в исходное положение препятствовало закручивание витка пружины вокруг трубы руля.
Устранение повреждений спидометра и его гибкого вала. Спидометр перестает работать из-за повреждений привода и внутреннего устройства.
У привода от естественного износа, ускоряющегося при недостатке смазки, повреждаются червячная пара и гибкий вал. Поврежденную червячную пару не ремонтируют, а комплектуют новыми деталями. Гибкий вал, оборвавшийся около концов, может быть отремонтирован водителем.
Конец гибкого вала, входящий в спидометр, имеет квадратную форму. На нижний конец вала, соединяемый с приводом, насаживают наконечник, выполненный в форме лопатки. Если вал (что происходит наиболее часто) оборвется в непосредственной близости от концов, то можно установить новые наконечники, изготовив их с удлиненными хвостовиками. Наконечники закрепляют на валу обжатием их или на оловянном припое, как тросы. На фиг. 140 показаны верхний и нижний наконечники, заводские и с удлиненными хвостовиками. Заготовки для наконечников вытачивают на токарном станке, грани на них опиливают вручную в тисках.

Наконечники с вала снимают плоскогубцами или в тисках. Наконечник необходимо одновременно стягивать и вращать в сторону закручивания витков гибкого вала.
Срок службы гибкого вала спидометра можно продлить, своевременно промывая вал и оболочку бензином для освобождения от старой смазки, насыщенной пылью, и смазывая чистым маслом. При отсутствии смазки вал скручивается и обрывается через несколько дней работы.
Разборка водителем механизма спидометра для исправления, как правило, не рекомендуется, так как эту ремонтную операцию может выполнить только опытный механик.
К повреждениям, которые может исправить водитель, относятся установка нового стекла взамен разбитого, устранение скачкообразного движения стрелки указателя скорости и, в некоторых случаях, исправление счетчика пройденного пути.
При удалении разбитого стекла тонкой пластинкой 1 отгибают лапки держателя стекла и выводят их из углублений в корпусе спидометра (фиг. 141). После этого держатель стекла снимается беспрепятственно.

При обратной установке необходимо, надавливая на торец держателя, отогнуть лапки в углублении на корпусе спидометра.
Движение стрелки указателя скорости рывками вызывается задеванием диска, вращаемого непосредственно гибким валом, за боковую стенку алюминиевой чашки, внутри которой расположен диск. Происходит это вследствие нарушения соосности чашки и диска или износа главного подшипника спидометра. Для проверки состояния подшипника в отверстие для гибкого вала спидометра вставляют квадратный стержень и покачивают его из стороны в сторону.
Спидометр с изношенным подшипником не может быть отремонтирован водителем. Если вал спидометра в подшипнике не покачивается, то прибор для ремонта необходимо разобрать в следующем порядке.
Снять указанным выше способом держатель со стеклом. Снять пинцетом стрелку указателя скорости, а затем циферблат. Чашка спидометра, на ось которой устанавливают стрелку, при покачивании прибора должна свободно повертываться без заеданий. Задевание чашки за находящийся под ней диск обнаруживают по легкому шуму. Для прекращения шума необходимо отрегулировать соосность чашки относительно диска, что устранит скачкообразное движение стрелки при работе спидометра. Сборку производят в обратном порядке.
Работа счетчика пройденного пути может быть восстановлена только при следующих незначительных повреждениях:
1) выходе из зацепления червячного привода счетчика (валик и обе червячные пары привода видны и доступны при снятом циферблате);
2) поломке у одного из барабанов с цифрами боковых зубьев. Барабаны с цифрами вращаются на общей оси; чтобы снять их, выбивают ось легкими ударами с помощью тонкого бородка в сторону правых знаков числа показаний счетчика.
Поврежденный барабан следует установить крайним слева. После этой перестановки работа счетчика пройденного пути возобновится и бездействовать будет лишь один левый барабан. При сборке барабаны последовательно устанавливают в положение совпадения на них нулей и вставляют ось.


предыдущая страница оглавление следующая страница