На главную


ЗАМЕНА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ

Электрическая проводка мотоцикла с батарейным зажиганием для неспециалиста-электрика представляет сложную систему проводов. Установка электрической проводки на мотоцикл, поиски и устранение неисправностей в ней, особенно в пути, для молодых водителей нередко представляют трудноразрешимую задачу. Поэтому правильная установка электрической проводки и в дальнейшем содержание ее в сохранности является одним из основных условий безотказной работы мотоцикла.
Клеммы приборов электрооборудования соединяют проводами согласно схеме электрической проводки данного мотоцикла. Присоединение какого-либо провода к не соответствующей ему клемме может вызвать серьезные повреждения электроприборов, прекращение работы двигателя, отказ в действии электрооборудования мотоцикла в целом. Поэтому недопустимо приступать к установке проводки, не изучив схему электрооборудования.
Принципиальная схема электрической проводки мотоцикла с батарейным зажиганием показана на фиг. 129.

В качестве контрольного прибора предусмотрена установка контрольной лампочки или амперметра, включаемого в схему двумя способами.
Предохранители, имеющиеся в электрической проводке для защиты проводов, приборов и аккумуляторной батареи при коротком замыкании от повреждений и от возможного пожара на мотоцикле, устанавливают или между аккумуляторной батареей и всей электрической проводкой (мотоциклы ИЖ-350, ИЖ-49, К-125) или перед центральным переключателем света в фаре (мотоциклы М-72, М1А). При перегорании предохранителя в первом случае вся электрическая проводка мотоцикла оказывается отключенной от аккумуляторной батареи. Во втором случае от аккумуляторной батареи отключаются только лампы фары и заднего фонаря, а зажигание и электрогудок продолжают получать питание. У некоторых мотоциклов предохранитель в проводке для цепи зажигания не предусмотрен. На всех схемах проводки предохранитель изображен в виде прямоугольника, разделенного по диагонали с зачерненной половиной площади.
Схемы электрической проводки мотоциклов не одинаковы вследствие различия конструкций и расположения на мотоцикле отдельных приборов.
Электрические провода на мотоцикле защищены надежной изоляцией и дополнительно заключены отдельно или группами в предохранительные изоляционные трубки при укладке в тех местах, где не исключено появление бензина и масла и возможно перетирание изоляции. Всю проводку прикрепляют хомутиками к деталям мотоцикла. Особое внимание при укладке проводки должно быть уделено ее расположению в месте между рамой и передней вилкой, в котором провода наиболее подвержены перетиранию и защемлениям. В этом месте надо чаще проверять сохранность изоляции, отсутствие натяжения проводов и защемления их при крутых поворотах передней вилки. Провода оголяются от изоляции также в местах прикрепления к клеммам приборов. Для предупреждения замыканий на концы проводов вблизи клемм надевают отрезки резиновых трубок или аккуратно наматывают ниточный покров.
Для надежности контакта концы многожильных проводов, входящие в отверстия клемм, пропитывают оловянным припоем. К концам проводов, надеваемым ушками на болтики и зажимаемым гайками, припаивают наконечники. Скручивание концов многожильных проводов жгутами и в виде ушков для соединения с клеммами и при наращивании длины не обеспечивает долговечного и надежного электрического контакта в электрической проводке мотоцикла, подверженной атомсферным влияниям. Поэтому все соединения следует тщательно пропаивать с канифолью.
Установка электрической проводки на мотоцикл М-72. К фаре мотоцикла провода подводят двумя группами — правой и левой, каждая из которых дополнительно заключена в защитную оболочку. Провода в группах имеют изоляцию разных цветов, по которым различают назначение проводов.

Клеммы фары соединяют со следующими электроприборами (фиг. 130), проводами правой группы:
клемму 15 центрального переключателя с любой клеммой катушки зажигания проводом 6 (красный);
клемму 58 центрального переключателя с задним фонарем проводов 8 (черный);
клемму 31 центрального переключателя с массой на двигателе проводом 7 (коричневый);
клемму 58 центрального переключателя с боковым и задним фонарями коляски через соединительную муфту проводом 9 (черный).
Проводами левой группы соединяют: клемму 61 центрального переключателя с клеммой Я генератора проводом 5 (зеленый);
клемму 15 центрального переключателя с любой клеммой электрогудка проводом 4 (черный);
клемму 51 центрального переключателя с клеммой Б реле-регулятора проводом 3 (белый);
клемму 51 центрального переключателя с клеммой «минус» аккумуляторной батареи проводом 2 (красный с черной прядью).
Клеммы приборов соединяют в следующем порядке: клемму катушки зажигания с клеммой молоточка прерывателя проводом 10 (красный);
клемму электрогудка с кнопкой на руле проводом 1 (черный);
клемму Я генератора с клеммой Я реле-регулятора проводом 12 (красный);
клемму Ш генератора с клеммой Ш реле-регулятора проводом 11 (желтый);
клемму «плюс» аккумуляторной батареи с массой на коробке передач (коричневый).
Центральную клемму карболитовой крышки распределителя проводом высокого напряжения соединяют с центральной клеммой катушки зажигания, боковые клеммы распределители проводами высокого напряжения соединяют со свечами зажигания правого и левого цилиндров.
Установка электрической проводки на мотоцикл М1А.
Клеммы фары соединяют со следующими электроприборами (фиг. 131):

клемму 51 с рычагом дополнительного переключателя, расположенным на нижней стенке фары;
клемму дополнительного переключателя с клеммой Б реле-регулятора напряжения;
клемму 61 со второй клеммой дополнительного переключателя;
вторую клемму дополнительного переключателя с клеммой Я регулятора напряжения;
клемму 15 с любой боковой клеммой катушки зажигания;
клемму 15 с любой клеммой электрогудка; клемму 58 с задним фонарем;
клемму 56 с рычагом переключателя ближнего и дальнего света;
клеммы патрона лампы большого света с клеммами переключателя ближнего и дальнего света;
клемму 31 с массой.
Клеммы электроприборов соединяют в следующем порядке:
клемму Я генератора с клеммой Я реле-регулятора;
клемму Ш генератора с клеммой Ш реле-регулятора;
клемму П на генераторе с клеммой катушки зажигания;
клемму «массы» генератора с клеммой «массы» реле-регулятора;
клемму «плюс» аккумуляторной батареи с клеммой Б реле-регулятора;
клемму «минус» батареи с клеммой «масса» на корпусе регулятора;
клемму электрического гудка с клеммой кнопки в переключателе на руле.
Внутренней проводкой в фаре подключена лампа малого света.
Центральная клемма катушки зажигания соединена проводом высокого напряжения со свечой.
Установка электрической проводки на мотоциклах К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49. Клеммы распределительной коробки соединяют со следующими электроприборами мотоцикла (фиг. 132):

клемму ДШ с клеммой ДШ генератора (черный провод);
клемму Д+ с клеммой Д+ генератора (белый провод);
клемму Пр с клеммой Пр генератора (зеленый провод);
клемму АМ с массой — винтом на корпусе генератора (коричневый провод).
Эти четыре провода заключены в дополнительную защитную оболочку:
клемма 56 (ПК)(буквенные обозначения в скобках применены в некоторых партиях мотоциклов) с раздатчиком-рычажком переключателя ближнего и дальнего света на руле (синий провод);
клемма 54 (СГ) с любой клеммой электрогудка (красный провод);
клемма 57 (ФСТ) с патроном лампочки малого света в фаре (зеленый провод);
клемма 58 (ЗС) с задним фонарем (черный провод);
клемма 30 (А) с клеммой «плюс» аккумуляторной батареи (у мотоцикла ИЖ-49 с клеммой «минус» аккумуляторной батареи).
Остальные клеммы приборов соединяют в следующем порядке:
клемму кнопки электрогудка в переключателе ближнего и дальнего света с клеммой электрогудка;
клеммы выходные переключателя ближнего и дальнего света с патроном лампочки главного света фары;
клемму «минус» (у мотоцикла ИЖ-49 клемму «плюс» аккумуляторной батарея соединяют с массой) аккумуляторной батареи с клеммой АМ распределительной коробки или непосредственно с массой двигателя;
клемму, расположенную сверху распределительной коробки, проводом высокого напряжения соединяют со свечой зажигания.
Электроприборы включают и выключают ключом центрального переключателя, имеющим шесть положений. Положения следующие:
0 — все приборы выключены;
1 — включены лампа малого света и задний фонарь;
2 — включены зажигание и электрогудок;
3 — включены зажигание, электрогудок, лампа малого света, задний фонарь;
4 — включены зажигание, электрогудок, лампа большого света, задний фонарь;
5 — включены зажигание и электрогудок на питание непосредственно от щетки генератора (минуя реле обратного тока).
Это положение предназначено только для пуска и езды при испорченной аккумуляторной батарее.
Установка электрической проводки на мотоцикл К1Б. Клеммы центрального переключателя (фиг. 133) соединяют проводами со следующими приборами:

клеммы 1 и 2 с патроном фары, соответственно с нитью дальнего и ближнего света;
клемму 3 с задним фонарем;
клемму 4 с клеммой освещения на магдино;
клеммы 5 и 6 запасные.
Установка электрической проводки на мотоцикл БМВ-Р-35. Клеммы, расположенные в фаре, соединяют со следующими электроприборами (фиг. 134):

клемму 51 с клеммой 51 генератора;
клемму 61 с клеммой 61 генератора;
клемму 15/54 с любой боковой клеммой катушки зажигания;
клемму 15/54 с любой клеммой электрогудка;
клемму 58 с задним фонарем;
клемму 31 с массой двигателя и с проводом на массу от заднего фонаря.
Клеммы электроприборов соединяют в следующем порядке:
клемму «плюс» аккумуляторной батареи с клеммой 51 генератора;
клемму «минус» батареи с массой двигателя; клемму электрогудка с кнопкой электрогудка;
клемму катушки зажигания с клеммой прерывателя.
Внутренней проводкой в фаре соединены клемма держателя лампы малого света с клеммой на панели и клеммы держателя большой лампы с контактами раздатчика, подвижной контакт которого также соединен с клеммой на панели.
Центральная клемма катушки зажигания соединена проводом высокого напряжения со свечой.
Установка электрической проводки на мотоцикл АВО 425. Клеммы центрального переключателя (фиг. 135) имеют такие же обозначения, как и у мотоцикла БМВ-Р-35 и их соединяют с электроприборами в порядке, указанном чля мотоцикла БМВ-Р-35. Отличается включение только одного провода 2, идущего от замка зажигания в фаре к магнето, замыкающего его первичную обмотку на массу при выключении зажигания.

К различным клеммам электрической проводки подключают провода следующих цветов: к клеммам 2 — черный, 30 — зеленый, 51 — синий, 61 — белый, 15 — красный, 58 — серый, 31 — желтый.


предыдущая страница оглавление следующая страница