На главную


РЕМОНТ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ И СПОСОБЫ ЕЕ ЗАРЯДКИ

Аккумуляторная батарея, находящаяся в эксплуатации в течение одного-двух сезонов и получившая повреждения вследствие потери емкости и короткого замыкания в одной из банок, как правило, подлежит замене новой. От продолжительной эксплуатации у аккумуляторной батареи, вследствие особо тяжелых условий работы на мотоцикле (тряски и обычно недостаточного ухода), при вскрытии банок пластины и сепараторы оказываются настолько механически ослабленными и поврежденными, что сборка батареи становится нецелесообразной и часто невыполнимой. Поэтому ремонт, связанный с разборкой и извлечением пластин, целесообразен только тогда, когда батарея относительно мало изношена.
К повреждениям батареи, которые мотоциклист может устранить самостоятельно, относятся сульфатация пластин, поломка ушков клемм, нарушение непроницаемости мастичной заливки крышек банок, образование трещин и пробоин в корпусе (сосуде), которое замыкание внутри одного элемента.
Устройство для зарядки аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи можно заряжать только постоянным током. Для выпрямления переменного тока осветительной сети мотоциклистам наиболее удобно пользоваться имеющимися в продаже купроксными или селеновыми выпрямителями. Схема включения на зарядку аккумуляторной батареи от выпрямителя показана на фиг. 127. Сначала к выпрямителю подключают аккумуляторную батарею, а затем выпрямитель включают в осветительную сеть.

Несоблюдение этой последовательности включения может вызвать повреждение выпрямителя. При желании обойтись без затрат, в качестве зарядного устройства для выпрямления переменного тока осветительной сети можно воспользоваться электролитическим содовым выпрямителем, изготовленным из подручных материалов. Содовый выпрямитель состоит из стеклянной банки, заполненной раствором питьевой соды (80 г соды на 1 л воды), в который погружены два изолированные один от другого электрода: алюминиевая и железная пластинки. В содовом выпрямителе, действие которого основано на свойстве алюминия при прохождении тока быстро покрываться оксидной пленкой, ток проходит только в направлении от железного электрода к алюминиевому: в обратном направлении ток не проходит Алюминий должен быть химически чистым. Этому требованию, в частности, отвечают алюминиевые кастрюли, в случае использования которых отпадает нужда в стеклянной банке. Желательно, чтобы емкость сосуда была не менее одного литра, так как при малом количестве содовый раствор может закипеть и быстрее испаряется. Выпрямительное устройство должно состоять из понижающего трансформатора, имеющего на выходе 8 — 12 в, и четырех выпрямительных банок, соединенных так, как указано на фиг. 128, а. Самый простой выпрямитель (фиг. 128, б) для подзарядки мотоциклетной аккумуляторной батареи емкостью в 7 а—ч током примерно в 0,5 а может состоять из понижающего трансформатора, имеющего на выходе 8—12 в при силе тока примерно в 1 а, и одной выпрямительной банки. Алюминиевый электрод подключают к плюсовой клемме аккумуляторной батареи.

Устранение сульфатации пластин не запущенной аккумуляторной батареи может быть достигнуто путем перезаряда слабым током при слабом электролите. В батарее для этого к имеющемуся к ней электролиту доливают дисТиллированную воду почти до верха банок и ставят батарею под зарядку током не более 0,5 а. Устранение сульфатации следует вести в течение нескольких дней. Полезно разряжать батарею несколько раз через лампочку (3 вт) и повторять процесс заряда. Перед установкой батареи на мотоцикл необходимо проверить и довести до нормальной величины плотность электролита.
Ремонт клемм. Поломанные ушки свинцовых клемм можно отремонтировать двумя способами: просверлить новое отверстие в оставшейся части клеммы или припаять к ней свинцовую пластинку.
Первый способ целесообразно использовать, когда сломано само ушко. В непосредственной близости к нему сверлят отверстие для винта диаметром 3 мм, которым можно достаточно надежно прикрепить провод электрической проводки.
Во время припайки свинцовой пластины к поврежденной клемме нужно учитывать следующие особенности.
При пайке во время ремонта батареи не следует пользоваться открытым пламенем, во избежание взрыва. Недопустимо применять какие-либо припои, содержащие олово, из-за растворения олова в кислоте, входящей в состав электролита.
Также нельзя пользоваться «паяльной кислотой» (хлортстым цинком), так как эта жидкость, попадая в электролит и на активную массу пластин, загрязняет и портит их. Соединение свинцовых деталей осуществляют не паянием, а сваркой с добавлением чистого свинца. Но так как третник и другие припои с содержанием олова, с которым водители привыкли обращаться, более легкоплавки, чем свинец, то для облегчения операции пайки наружных соединений аккумуляторной батареи применение оловянных припоев и хлористого цинка может быть допущено при обязательном условии тщательного соблюдения предосторожностей против попадания этих веществ внутрь банок.
Пластиику свинца для нового ушка с предварительно просверленным отверстием и сломанный конец клеммы зачищают шабером и облуживают с помощью хорошо нагретого паяльника. Пайку следует производить как можно быстрее, чтобы не вызвать нагревания стержня аккумуляторной батареи и обгорания вокруг стержня залитой сверху батареи мастики.
Заливка аккумуляторной батареи мастикой. Мастику, покрывающую верхнюю часть батареи, пропускающую сквозь трещины электролит, удаляют предварительно подогретой стамеской или ножом. Удобнее действовать двумя стамесками — пока работают одной стамеской, другая нагревается. Поверхности, с которыми будет соприкасаться вновь залитая мастика, тщательно насухо протирают. Собранную мастику для вторичного использования медленно нагревают на слабом огне, все время перемешивая, чтобы не допустить перегрева. При перегреве мастика становится непригодной. К расплавленной мастике, если ее недостаточно, добавляют измельченные куски битума.
Один из распространенных составов мастики следующий: 70% асфальта, 13% сала, 15% воска или озокерита, 2% гарпина (низкосортная канифоль черного цвета).
Расплавленную мастику следует заливать быстро, чтобы она успела не застывая распространиться по всей заливаемой поверхности аккумуляторной батареи.
Ремонт аккумуляторных банок. Банки аккумуляторной батареи, имеющие трещины и пробоины, можно отремонтировать описанными ниже способами. Повреждения внутренних перегородок банок водителем не могут быть полностью устранены.
Для ремонта наружных стенок банок целесообразно не прибегать к разборке аккумуляторной батареи и извлечению из поврежденной банки пластин, а заделывать повреждения с помощью заплат, устанавливаемых внакладку.
Заплаты накладывают с помощью специальной замазки или бакелитового и асфальтового лаков.
Замазку приготовляют следующим способом: в железном сосуде расплавляют последовательно 40 весовых частей канифоли, 20 частей воска, 10 частей скипидара и 5 Частей резинового клея. Замазку употребляют в горячем состоянии и она сохраняется долгое время.
Для накладки заплат с помощью замазки поступают следующим образом. Из аккумуляторной батареи выливает в чистую стеклянную посуду электролит. Участок поврежденной поверхности банки для нейтрализации кислоты и обезжиривания последовательно промывают раствором соды, нашатырным спиртом и теплой водой, а затем высушивают. Приготовляют соответствующего размера заплату из стенки старой эбонитовой банки. Поверхность банки вокруг повреждения и заплату делают ровными и шероховатыми, опиливая напильником, и зачищая шкуркой. Если имеются волосные трещины, то их разделывают в виде неглубоких бороздок. Горячей замазкой заполняют бороздки и наносят ее ровным слоем на склеиваемые поверхности. Заплату плотно прижимают к поврежденному месту банки и дают замазке затвердеть.
При применении бакелитового лака заплаты можно изготовлять из эбонита, органического стекла (плексигласа) и целлулоида. Подготовку поврежденного места банки и заплаты производят так же, как и при применении замазки. Для обезжиривания поверхности можно протирать бензином и спиртом. Склеиваемые поверхности обильно смазывают бакелитовым лаком. Заплату нужно плотно прижать к банке с помощью резиновых колец (например, отрезанных от старой камеры), подкладывая между кольцом и заплатой для увеличения давления на нее какой-либо предмет.
После высыхания бакелитового лака в течение 2 — 3 суток, заплата надежно соединяется с банкой.
Асфальтовый лак пригоден лишь для временной заделки небольших трещин банок. В качестве материала заплаты в этом случае можно применить компрессную клеенку. Подготовка поверхности банки аналогична описанной выше. Склеиваемые поверхности обильно смазывают асфальтовым лаком, дают лаку немного просохнуть и затем плотно прижимают клеенку к поврежденному месту. После высыхания лака накладывают второй слой клеенки на асфальтовом лаке.
Устранение короткого замыкания внутри элемента. У работающей аккумуляторной батареи на дно банок постепенно осаждаются частицы активной массы. Между дном банки и нижним краем пластин имеется пространство, предохраняющее пластины от соприкосновения с осадком, вызывающим короткое замыкание. Однако иногда во время работы аккумуляторной батареи на мотоцикле частицы активной массы из осадка могут замкнуть накоротко пластины. Это происходит, когда аккумуляторная батарея падает на бок, т. е. при падении мотоцикла во время движения или наклонения батареи при установке на мотоцикл. Короткое замыкание может произойти также от повреждения сепараторов и поломки решеток пластин.
При коротком замыкании внутри батареи неработающую банку несколько раз прополаскивают дистиллированной водой. Если замыкание от полоскания не устраняется, то неработающий элемент нельзя отремонтировать иным способом, кроме извлечения пластин из банок.
Для извлечения пластин из банок выполняют следующие операции.
1. Очищают и моют аккумуляторную батарею снаружи, удаляют с клемм окислы.
2. Выливают из банок электролит в чистую стеклянную посуду.
3. Банки перед разборкой прополаскивают дистиллированной водой.
4. Разрезают ножовкой свинцовые перемычки, связывающие ремонтируемый элемент с исправными, предохраняя пробками отверстия от попадания в них опилок.
5. Удаляют с верхней части батареи всю мастику. В качестве инструмента используют нагретые стамески и ножи. Мастику тщательно удаляют из всех швов, чтобы облегчить вынимание пластин.
6. Пластины всем комплектом вместе с крышкой извлекают из банки за токовыводящие стержни. При вытягивании пластин надо соблюдать осторожность; чтобы не оторвать ушки пластин от сборных шин (бареток), имеющихся на нижних концах стержней. Оба стержня следует тянуть равномерно и медленно.
Извлеченный комплект пластин внимательно осматривают со всех сторон, чтобы обнаружить причину короткого замыкания. Обычно короткое замыкание происходит на торцах пластин в результате попадания на них комочков массы, кусков решетки и посторонних предметов, замыкающих положительные и отрицательные пластины.
Перед установкой комплекта пластин в банку у элемента проверяют отсутствие короткого замыкания вольтметром. Если короткое замыкание устранено, стрелка вольтметра немного отклонится. Отклонение стрелки, несмотря на отсутствие электролита, объясняется влажностью пластин и сепараторов, при которой элемент развивает некоторое напряжение. В том случае, когда короткое замыкание не устранено, стрелка вольтметра отклоняться не будет.
Комплект пластин устанавливают в банку, освобожденную от осадка и промытую дистиллированной водой.
Опуская комплект пластин в банку, следует лишний раз удостовериться в соответствующем расположении плюсового и минусового стержней относительно остальных элементов аккумуляторной батареи. Пластины осаживают в банку до упора в ребра на дне банки и совпадения по высоте разрезанных перемычек. Затем запаивают разрезанные перемычки и заливают батарею мастикой. Отремонтированную банку заливают электролитом и заряжают отдельно от других элементов. Отремонтированную аккумуляторную батарею полезно подвергнуть одному — двум проверочным циклам разряда - заряда.


предыдущая страница оглавление следующая страница