На главную


РЕГУЛИРОВКА Г-ОБРАЗНОГО РЕЛЕ-РЕГУЛЯЮРА НАПРЯЖЕНИЯ МОТОЦИКЛОВ БМВ-Р-35 И АВО-425

Г-образный регулятор напряжения (фиг. 126), размещенный под крышкой генератора, устанавливаемого на мотоциклах БМВ-Р-35 и АВО-425, правильно отрегулировать вне специальной мастерской трудно, однако при повреждении реле-регулятора можно удовлетворительно восстановить его пригодность к работе, руководствуясь при исправлении следующими указаниями.

Прибор имеет три пары контактов (фиг. 126). Два контакта — 24 и 23, расположенные между катушкой электромагнита и панелью, являются контактами реле обратного тока. Другие две пары контактов относятся к регулятору напряжения. Нижней парой контактов 13 и 15 обмотка возбуждения генератора соединена с массой, при размыкании контактов в обмотку возбуждения вводится добавочное сопротивление, размещенное в генераторе на полюсном наконечнике. Контакты 16 и 17 верхней пары, смыкаясь, выключают обмотку возбуждения.
При достаточном возбуждении генератора и затем от увеличения напряжения прежде должны сомкнуться контакты реле 24 и 23, затем разойтись нижние контакты 13 и 15 регулятора напряжения и в последнюю очередь — замкнутся верхние контакты 16 и 17. Такая же последовательность работы контактов должна наблюдаться у исправного прибора во время проверки при принудительном нажатии на якорек и сближении его с торцом электромагнита. Всякое отклонение работы реле-регулятора от указанного порядка свидетельствует о неисправности прибора, что и устраняют регулировкой. Например, если обнаружится, что прежде расходятся нижние контакты регулятора напряжения, а контакты реле замыкаются с запозданием, то генератор будет давать недостаточный зарядный ток. Если в регуляторе напряжения контакты 13 и 15 разойдутся, а 16 и 17 сомкнутся до того как замкнется пара контактов 24 и 23 реле, то при вращении якоря генератор, будучи вполне исправным, не замкнет контактов реле и, следовательно, не будет питать внешнюю цепь.
Контакты реле перестают своевременно смыкаться обычно при уменьшении их высоты от обгорания и опиливания при чистке. Заметим, что особенно сильно обгорают контакты при неправильной установке аккумуляторной батареи — включения ее плюсовой клеммы на массу.
Правильную последовательность смыкания и расхождения контактов достигают предварительной установкой зазоров между электромагнитом и якорьком и между контактами в соответствии с приведенными ниже цифровыми значениями, полученными в результате измерений исправных реле-регуляторов напряжения. Ввиду некоторой сложности регулировки прибора, зависящей от того, что работой трех пар контактов управляет один Г - образный якорек, последовательно рассмотрены четыре позиции работы реле-регулятора напряжения.
Нулевая позиция. У реле-регулятора напряжения, снятого с генератора, устанавливают следующие зазоры.
Зазор между электромагнитом 3 и заклепкой 4 отлипа на якорьке 5 должен быть равен 1,7 мм; его регулируют сгибанием выступа 9 латунной стойки, ограничивающего отход якорька от электромагнита.
Зазор между горизонтальным плечом Г - образного якорька и ярмом 25 в самом узком месте должен быть равен 0,4 мм. Зазор регулируют перемещением якорька вместе с его плоской пружиной вверх и вниз после ослабления двух верхних винтов 12, скрепляющих латунную стойку 14 и пружину якорька с ярмом.
Зазор между контактными реле должен быть равен 0,25 — 0,35 мм. Для регулировки зазора не следует подгибать пружинную пластинку нижнего контакта 24. Требуется отъединить от прибора пластинку из изоляционного материала, скрепленную с ним двумя винтами. На тыльной части ярма при этом обнаружится потайная головка впита 22, утопленная в зенкованном отверстии и закрашенная белой краской. Этот винт крепит пружинную пластинку нижнего подвижного контакта 24 реле к ярму. При отвертывании винта на один - два оборота можно передвинуть пружинную пластинку для сближения контактов 24 и 23 реле на требуемое расстояние.
Зазор между контактами 16 и 17 регулятора напряжения должен быть равен 0,15 — 0,20 мм. Этот зазор регулируют подгибанием верхней части латунной стойки 14, несущей на тонкой пружинке верхний контакт 17.
Зазоры устанавливают по щупам, моменты смыкания и расхождения контактов определяют с помощью маленькой электрической лампочки и аккумуляторной батареи.
Позиция I. Включение реле. Между электромагнитом и якорьком вставляют щуп толщиной 1 мм и прижимают якорек к электромагниту, при этом контакты 24 и 23 реле должны сомкнуться. Момент соприкосновения контактов определяют по миганию загорающейся лампочки.
Позиция II. Включение дополнительного сопротивления шунтовой обмотки генератора. Между электромагнитом и якорьком вставляют щуп толщиной 0,5 — 0,55 мм. Прижимая якорек к электромагниту, ввертывают или вывертывают винт 18 с прорезью, закрашенный белой краской, чтобы началось размыкание контактов 13 и 15. Винт, ввернутый в резьбовую втулку, закрепленную в плоской пружине, упираясь в стеклянную головку 11 выступа на горизонтальном плече Г - образного якорька, передает движение горизонтального плеча пружине с контактами 15 и 16. Начало размыкания контактов 13 и 15 контролируют по миганию потухающей лампочки.
Позиция III. Выключение шунтовой обмотки генератора. Между электромагнитом и якорьком вставляют щуп толщиной 0,20 — 0,25 мм и прижимают якорек к электромагниту, при этом должно начаться смыкание контактов 16 и 17, а между контактами 13 и 15 — образоваться зазор 0,15 — 0,20 мм. Если смыкание контактов 16 и 17 не произошло, дополнительно подгибают латунную стойку 14, несущую контакт 17.
После проведения предварительной регулировки реле-регулятор напряжения устанавливают на генератор и испытывают на мотоцикле.
Напряжение, поддерживаемое регулятором при нулевом токе, измеренное у исправно действующего генератора, равно 8,5 — 8,7 в. Вольтметр подключают к клемме 61 генератора и к массе. У мотоцикла БМВ-Р-35 во время этого испытания между контактами реле устанавливают полоску картона, а у мотоцикла АВО-425 отключают аккумуляторную батарею. Регулируют напряжение гайкой 20, сжимающей ушко пружины с контактами 15 и 16 и винтом 18. При завертывании гайки 20 увеличивается напряжение, при отвертывании — уменьшается. При отвертывании винта 18 увеличивается напряжение, при завертывании — уменьшается.
При отсутствии вольтметра регулировку регулятора напряжения можно осуществить по амперметру с помощью гайки 20 и винта 18, пользуясь ими так же, как и при регулировке напряжения. Амперметр подключают последовательно между клеммой 51 генератора и проводами, которые были к ней подведены. Сила тока генератора при правильной регулировке регулятора напряжения не должна превышать примерно 6 — 7 а.
Напряжение включения реле равно 7,5 в. Обратный ток выключения равен 3 — 4 а. Для включения реле при указанном напряжении и выключении при обратном токе, не превышающем 4 а, помимо установленных при предварительной регулировке зазоров между электромагнитом и якорьком и между контактами 24 и 23, может потребоваться изменение натяжения пружины 8 якорька, ослабевающее после нескольких лет работы прибора. Для изменения натяжения пружины Г - образного якорька ослабляют имеющиеся на нем два нижних винта 7, которые скрепляют якорек, пружину и стальную пластинку 6. При передвижении пластинки вверх уменьшается натяжение пружины, при сдвигании вниз — увеличивается. Изменение натяжения пружины якорька изменит регулировку реле-регулятора напряжения в целом, вследствие чего потребуется дополнительно отрегулировать прибор на мотоцикле, в первую очередь, с помощью гайки 20. Для уяснения этого обстоятельства следует учитывать, что при замыкании контактов реле электромагнит преодолевает сопротивление пружины якорька, а для размыкания контактов 13 и 15 и смыкания контактов 16 и 17 регулятора напряжения, помимо сопротивления пружины, электромагнит должен дополнительно преодолеть сопротивление пружины с контактами 15 и 16, натяжение которой регулируют гайкой 20.


предыдущая страница оглавление следующая страница