На главную


РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ

При серьезном повреждении ремонт реле-регулятора напряжения вне специализированной мастерской не приводит к удовлетворительным результатам. Мотоциклисты могут восстановить только нарушенную регулировку прибора, зачистить контакты и устранить поверхностные повреждения.
Успешность работы целиком зависит от квалификации мотоциклиста, от его знаний по электротехнике. Малоопытному водителю целесообразнее, в отношении сохранности генератора и других элементов электрооборудования мотоцикла, не пытаться ремонтировать неисправный реле-регулятор напряжения, а установить на мотоцикл новый запасный реле-регулятор напряжения такого же или какого-либо другого распространенного типа, соответственно приспособив его для работы в сочетании с данным генератором.
У переставшего работать реле-регулятора напряжения мотоциклист может выполнить следующие проверочные и регулировочные работы.
1. Путем осмотра удостовериться, нет ли внешних повреждений.
2. Проверить чистоту и плотность прилегания контактов. Обгоревшие контакты очень осторожно зачищают надфилем с мелкой насечкой, по возможности не снимая металл контактов и не нарушая плотности прилегания поверхностей.
3. Проверить и зачистить соединение прибора с массой.
4. Проверить шунтовые обмотки. Для проверки хорошо заряженную аккумуляторную батарею присоединяют к клемме Я и к массе. Легким нажатием приближают якорьки к электромагнитам у реле и у регулятора. Когда шунтовые обмотки не повреждены, якорьки стремятся притянуться к электромагнитам.
У реле-регуляторов напряжения РР-30 и РР-31 обрыв возможен в месте припайки проводника к ярму.
5. Проверить сопротивление. Угольное сопротивление реле-регулятора напряжения РР-1 должно быть прочно скреплено винтами с корпусом и пластинкой. Лопнувшее угольное сопротивление заменяют новым. Проволочное сопротивление у реле-регуляторов напряжения РР-30, РР-31 и у реле-регуляторов напряжения мотоциклов К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 проверяют с помощью аккумуляторной батареи. Провода батареи присоединяют к принудительно разомкнутым контактам регулятора напряжения через маленькую лампочку или присоединяют провод к одному из контактов, а другим проводом проводят по второму контакту. Когда сопротивление не оборвано, лампочка загорается слабым накалом, а при движении провода появляется слабое искрение. Вместо оборванного сопротивления временно можно устанавливать лампочку 5 — 10 вт.
6. Проверить плотность смыкания контактов регулятора напряжения под действием пружины якорька. Для натяжения пружины у регуляторов напряжения имеются соответствующие приспособления: регулировочные винты или отгибаемые металлические пластинки. При натяжении или ослаблении пружины соответственно увеличиваются или уменьшаются напряжение и отдача генератора.
7. Проверить и зачистить надфилем контакты реле обратного тока, не нарушая прилегания контактов и отрегулированной на заводе упругости пружины якорька. При вынужденной регулировке упругости пружин надо стремиться увеличивать, а не уменьшать натяжение, чтобы не вызвать возможное при слабой пружине спекание контактов.
8. Проверить напряжение, поддерживаемое регулятором с помощью вольтметра, при работающем двигателе. Вольтметр подключают к клемме Я регулятора и к массе.
При отсутствии вольтметра о работе регулятора напряжения можно судить по максимальным показаниям амперметра автомобильного типа, подключаемого последовательно между клеммой Б прибора и аккумуляторной батареей или между аккумуляторной батареей и массой. Провод, идущий в фару, питающий потребителей, оставляют на клемме Б. Для подключения, например, между реле-регулятором напряжения и аккумуляторной батареей выбирают те клеммы амперметра, которые обеспечат при включении зажигания отклонение стрелки влево на разрядку, а после смыкания контактов реле — отклонение стрелки вправо на зарядку. Этого правила включения амперметра при проверочных работах придерживаются только для удобства наблюдения за показаниями стрелки, так как по законам электрического тока совершенно безразлично, в какую сторону будет отклоняться стрелка автомобильного амперметра.
Максимальное значение зарядного тока не должно превышать примерно 4 а или должно быть на 3 а меньше номинального указываемого в характеристике тока для данного генератора. Приведенная величина силы зарядного тока объясняется тем, что при работающем двигателе примерно 3 а потребляет зажигание, и для получения действительного значения силы тока генератора к показаниям амперметра в обоих случаях надо прибавить 3 а.
9. Проверить у реле щупом зазор между электромагнитом и якорьком и между контактами. Проверку производят при разомкнутых контактах.
10. Проверить у регулятора напряжения щупом зазор между электромагнитом и якорьком и между контактами. В первом случае проверку производят при сомкнутых контактах, во втором — при полностью разомкнутых.
При нарушении заводской регулировки прибора во время практикуемой водителями проверки работы генератора и реле-регулятора напряжения на работающем двигателе, путем отключения аккумуляторной батареи, необходимо крайне осторожно увеличивать число оборотов коленчатого вала двигателя и внимательно следить за накалом ламп. От чрезмерного увеличения числа оборотов могут мгновенно перегореть нити всех включенных ламп и испортиться катушка зажигания.
Ниже изложены особенности регулировки некоторых реле-регуляторов напряжения.


предыдущая страница оглавление следующая страница