На главную


МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

Неполадки в работе двигателя могут быть следствием низкого качества применяемого масла.
Приведем пример. У недавно отремонтированного двигателя происходило заклинивание поршня в цилиндре. Мотоциклист, предполагая, что поршень установлен в цилиндре с недостаточным зазором, готовился снять цилиндр для шабровки юбки поршня. Но после замены автола 6, заправленного в мотоцикл, маслом МС заклинивание поршня прекратилось.
Второй пример. У мотоцикла М-72 в правом цилиндре систематически забрасывало маслом свечу зажигания. Путем последовательной установки нескольких новых свечей забрасывание устранить не удалось. Так как зажигание было исправно, компрессия не ухудшилась, то естественно было предположить, что лопнуло маслосъемное кольцо. Но истинной причиной забрасывания свечи оказалось низкое качество масла. Из-за частых пусков двигателя в холодную погоду, во время которых многократно утапливались поплавки карбюраторов, бензин разжижал масло. При проверке маслоизмерительным стержнем оказалось, что уровень масла в картере повышен, вследствие чего при движении шатуна правого цилиндра разжиженное масло так обильно забрасывалось на зеркало, что маслосъемное кольцо не могло защитить камеру сгорания от проникновения в нее масла. После заправки двигателя свежим маслом нормальная работа свечи зажигания была восстановлена.
Приведенные примеры показывают, что знание свойств масла убережет мотоциклиста от напрасной разборки двигателя.
При резких колебаниях температуры и при высоком нагреве масло в мотоциклетном двигателе не должно терять смазочных качеств. При работе двигателя температура головки поршня может колебаться от 250 до 500°, стенок поршня от 100 до 250°, цилиндра от 100 до 175°, картера от 50 до 150°С.
Таким образом, очевидно, что одним из основных свойств масла является его способность выдерживать высокую температуру. Температура, при которой из масла начинают выделяться газы, воспламеняющиеся от внешнего пламени, называется температурой вспышки. Для мотоцикла следует применять масло с более высокой температурой вспышки.
При введении смазки между движущимися одна относительно другой поверхностями непосредственное трение металла о металл заменяется трением внутри масляного слоя. Следовательно, необходимо, чтобы масло хорошо прилипало к трущимся поверхностям, обволакивало их плотной равномерной пленкой, не имеющей разрывов, не разрушающейся от высокой, температуры и не выдавливающейся при увеличении нагрузок. Об этих свойствах судят по вязкости масла. Чем выше вязкость, тем плотнее масляная пленка, тем надежнее предохранены поверхности от изнашивания, но зато и выше сопротивление внутри масляного слоя. С повышением температуры вязкость неизбежно уменьшается.
В характеристике обычно указывают вязкость масла при температуре 50 и 100°С.
Не следует судить о качестве масла по его внешней густоте при нормальной температуре (примерно 20°С) окружающего воздуха. Густое масло с повышением температуры нередко очень быстро теряет вязкость и, следовательно становится непригодным для смазки сильно нагретых частей мотоциклетного двигателя. Наоборот, жидкое масло может медленно терять вязкость с увеличением температуры. Такое масло является наилучшим.
Свойство масла изменять вязкость с изменением температуры характеризуется числом, выражающим отношение вязкости при 50°С к вязкости при 100°С. Меньшее число указывает на большую устойчивость вязкости при изменении температуры.
Во время работы двигателя масло, в особенности в зоне поршневых колец, под действием высокой температуры окисляется, образуя лакообразную пленку. Лакообразные отложения способствуют пригоранию поршневых колец и поэтому масло должно обладать возможно более высокой термоокислительной стабильностью.
Некоторое количество масла неизбежно попадает в камеру сгорания и сгорает вместе с рабочей смесью. При сгорании масла должен оставаться минимальный остаток (нагар).
Более светлый цвет масла при прочих равных условиях указывает на лучшую очистку масла.
При понижении температуры масло густеет и застывает, поэтому необходимо знать температуру застывания масла. Двигатель, заправленный легкозастывающим маслом, пустить на морозе невозможно. Кроме того, масло с высокой температурой застывания при низкой температуре во время прогрева двигателя долго не обеспечивает достаточную смазку поршней, а в двигателях, имеющих циркуляционную систему смазки с отдельным баком, может прекратиться движение масла по трубопроводам, и двигатель останется совсем без смазки.
Зимой следует пользоваться маслом с меньшей вязкостью, а летом — маслом с большей вязкостью.
Характеристики наиболее употребительных масел для двигателей даны в табл. 1.

Таблица 1

Основные свойства масел

Наименование
масла

Вязкость по Энглеру

Температура вспышки
по Бренкену в °С

Температура застывания в °С

при 50°С

при 100°С

Автол 6
Автол 10
Автол 18
МС
МЗС
МК

-
-
-
22,70
14,70
27,60

1,40
1,80
2,30
2,90
2,25
3,15

185
200
215
245
220
250

-30
-25
- 5
-11
-30
-14

С июля 1952 г. новыми стандартами предусмотрено дальнейшее улучшение масел для двигателей. Новые масла улучшены главным образом в отношении: замедления падения вязкости с повышением температуры и замедления возрастания вязкости с понижением температуры что обеспечивает более качественную смазку нагретых деталей и облегчает прокручивание остывшего двигателя; уменьшения нагара на поршне, головке цилиндра и других деталях двигателя; уменьшения лакообразных отложений в канавках поршня, вызывающих пригорание поршневых колец; повышения качества очистки, что можно определить по более светлому цвету масла.
Для улучшения вязкостных свойств масел при высокой температуре к ним добавляют присадки, например, паратон, суперол в количестве от 2 до 10% или комплексные присадки ЦИАТИМ-331, АзНИИ-4, повышающие прочность масляной пленки и моющую способность масла, увеличивающие срок службы деталей.
Из новых масел для мотоциклетных двигателей в летний период хорошим является АК-10 (автол 10), но можно применять и АК-15 (автол 18) при температуре выше 20°С. Наиболее высокими качествами обладает масло АСП-9,5, применяемое летом и зимой, приготовленное из масла АС-9,5 с добавкой присадок.
Для работы зимой в масло добавляют другие присадки (например, депрессатор АзНИИ в количестве не более 0,5%), понижающие температуру застывания масла и сохраняющие его текучесть при низкой температуре.
Для двигателей спортивных мотоциклов, работающих при более высокой против обычных двигателей температуре, часто применяют касторовое масло, обладающее высокой температурой вспышки — 278°С, вязкостью при 50°С — 15 — 17, при 90°С — 3,2. При понижении температуры касторовое масло быстро загустевает и в холодную погоду им без примеси спирта пользоваться нельзя. С бензином касторовое масло смешивается плохо, вследствие чего его нельзя применять для двухтактных двигателей с кривошипно-камерной продувкой, работающих на бензине. Его применение целесообразно только для подготовленных к спортивным соревнованиям двухтактных двигателей повышенной мощности мотоциклов М1А «Москва», К-125. В дальнейшем будем называть мотоцикл М1А «Москва» — М1А, ИЖ-350, ИЖ-49, ГК-1, в смеси с бензином, бензолом и спиртом. Для этих смесей касторовое масло сначала смешивают со спиртом или бензолом и уже потом в смесь вливают бензин.

КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ

Из консистентных смазок, способных удерживаться на смазываемых поверхностях при высоком удельном давлении и обладающих малой текучестью, для мотоциклов употребляют консталин, солидол жировой, солидол эмульсионный, смазку для рессор — графитовую, технический вазелин и др.


предыдущая страница оглавление следующая страница