На главную


РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ МОТОЦИКЛА

Ремонт электрооборудования мотоцикла силами водителя заключается в устранении несложных неисправностей приборов, замене поврежденных приборов новыми и надежном соединении их электрической проводкой согласно схеме для данного мотоцикла.
Ниже будут даны указания о выполнении работ только по ремонту генератора, аккумуляторной батареи и регулировке или замене реле-регулятора напряжения, т. е. приборов электрооборудования, имеющих наиболее высокую стоимость. Восстановление ряда других элементов электрооборудования (например, катушки зажигания, конденсатора и др.) нецелесообразно. Ремонт фары, заднего фонаря и других простых по устройству приборов несложен и не требует особых пояснений.

РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА

Проверку и ремонтные операции по генератору рекомендуется производить в следующей последовательности.
Разобрать и тщательно промыть генератор бензином с помощью кисти. Разборку ограничить только извлечением якоря из корпуса и щеток из щеткодержателей. Недопустимо отвертывать винты, расположенные на цилиндрической части корпуса генератора, крепящие полюсные наконечники.
При осмотре деталей необходимо проверить следующее:
1. Нет ли замыкания обмоток якоря на корпусе (см. фиг. 38).

2. Припайку выводов обмотки якоря к медным пластинам коллектора. Отсоединившиеся выводы припаивают с помощью третника и канифоли, не пользуясь «паяльной кислотой» (хлористым цинком). «Паяльную кислоту» во всех случаях ремонта электрооборудования паянием применять нельзя, так как она вызывает коррозию проводов и разрушение их в процессе эксплуатации мотоцикла.
3. Целость выводов обмотки якоря вблизи коллектора. Для удобства проверки разматывают стягивающую концы выводов обмотку из ниток. При поисках излома проводника выводы обмотки осторожно приподнимают шилом. Лопнувший проводник спаивают, а затем вновь восстанавливают обмотку и пропитывают бакелитовым лаком.
4. Нет ли внешних соединений пластин коллектора перемычками от наволакивания меди. Промежутки между пластинами на цилиндрической части и на торцевых участках очищают от наволакивания меди и от угольной пыли и углубляют на 0,5 мм ниже поверхности пластин (фиг 124,а).

5. Нет ли неровностей на коллекторе от обгорания и износа. В зависимости от степени повреждения коллектор следует отшлифовать вручную полосой стеклянной шкурки и отполировать ремнем (фиг. 124,6) или проточить на токарном станке.
6. Изоляцию щеткодержателей. Проверку производят путем подсоединения аккумуляторной батареи через лампочку к щеткодержателю и корпусу генератора. При исправной изоляции лампочка не загорается. Если лампочка загорится, необходимо выбить заклепки и сменить изоляционный материал между щеткодержателем и корпусом генератора и затем вновь установить на место щеткодержатель.
7. Надежность контакта соединения щетки с выводом. Для проверки подсоединить провод и щетку через лампочку к аккумуляторной батарее и проследить, прочно ли закреплен вывод в щетке. При нарушении контакта у омедненной щетки место соединения с выводом дополнительно пропаивают. Щетку, соединенную с выводом развальцованной пустотелой заклепкой, при нарушении соединения заменяют запасной.
8. Целость проводника и изоляции обмотки возбуждения. Проверка включает две операции, выполняемые с помощью аккумуляторной батареи. При первой операции батарею присоединяют через лампочку к концам обмотки, отключенным от проводки генератора. Полюсный наконечник при этом должен энергично намагничиваться. При обрыве проводника намагничивания происходить не будет. В этом случае, потребуется отвернуть винты, крепящие полюсный наконечник, и снять с него обмотку возбуждения. Обмотку разматывают, устраняют обрыв и после надежной изоляции места обрыва опять устанавливают на полюсный наконечник. При второй операции батарею присоединяют к любому концу обмотки возбуждения и к корпусу генератора через лампочку, примерно в 2 свечи, которая не должна загореться. Если лампочка загорится, то для устранения замыкания на корпус обмотку возбуждения также надо перемотать и надежно изолировать. При намотке нельзя изменять имеющегося направления витков.
9. Легкость перемещения щеток в щеткодержателях. Заедание щеток в щеткодержателях происходит обычно из-за образования на них утолщений из слипшейся угольной пыли, которые надо удалить и затем щетку дополнительно вымыть.
10. Нажим пружин щеток. Потерявшие от перегрева упругость пружины следует заменить новыми. Упругость пружины можно оценивать, сравнивая две пружины.
11. Прилегание щеток к коллектору. Неплотно прилегающие щетки необходимо подогнать к коллектору путем притирки их на мелкой стеклянной шкурке, положенной на коллектор (фиг. 124,б).
12. Нет ли потертых участков на железной части якоря — следов задевания его за полюсные наконечники. Якорь задевает за полюсные наконечники при нарушении соосности его относительно корпуса генератора и при ослаблении закрепления полюсных наконечников, Эти неисправности необходимо устранить во избежание поломки генератора. Ржавчина и потемнение железной части якоря и полюсных наконечников не могут служить причиной отказа генератора в работе.
При сборке генератора слегка смазывают его подшипники солидолом. После соединения внутренней проводки генератор проверяют с помощью аккумуляторной батареи.
Правильно собранный генератор при подключении к батарее работает как электродвигатель. Этим свойством можно воспользоваться для предварительной проверки генератора.
При проверке генератора мотоцикла М-72 клемму Ш соединяют перемычкой с корпусом. Аккумуляторную батарею подсоединяют к клемме Я и к корпусу генератора. К корпусу генератора присоединяют ту клемму батареи, которая на данном мотоцикле соединена с массой. Допустив ошибку, надо повторить включение при правильном соблюдении полярности,- в противном случае у генератора изменится полюсность. При этом, если генератор и исправен во всех других отношениях, контрольная лампочка не гаснет и аккумуляторная батарея не заряжается.
Якорь правильно собранного генератора, работающего при проверке как электродвигатель, должен вращаться в ту же сторону, в какую будет происходить вращение якоря генератора на мотоцикле. Если направление вращения якоря противоположно требуемому, то генератор работать не будет. Для изменения направления вращения якоря - концы обмотки возбуждения у соединений следует поменять местами.
Генераторы, устанавливаемые на валу двигателя (мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49), проверяют следующим образом. Подготовив генератор к проверке и установив плавкую перемычку между клеммами Я и Ш, вывертывают свечу, находят у кривошипа положение наиболее легкого вращения и затем на короткое время подсоединяют аккумуляторную батарею к клемме Я и к массе. У правильно собранного генератора якорь вместе с кривошипом стремится повернуться.
Генератор, работающий при проверке как электродвигатель, может оказаться неисправным как генератор и не дать тока при вращении якоря. В этом случае повреждение заключается во внутривитковых замыканиях обмотки якоря, неустранимых без его перемотки.
Таким образом, когда генератор начинает работать как электродвигатель, исчерпываются ремонтные возможности водителя. Если генератор работает как электродвигатель, но не дает тока, то для восстановления его потребуется замена или перемотка якоря.


предыдущая страница оглавление следующая страница