На главную


РЕМОНТ РЕДУКТОРА ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧИ

К ряду повреждений редуктора задней передачи, устраняемых при ремонте, относятся: пропускание сальниками масла, образование зазора в подшипнике ведущей конической шестерни и в зацеплении пары конических шестерен, поломка подшипников и зубьев конических шестерен.
Повреждение устраняют, в основном, регулировкой или заменой износившихся деталей запасными частями, что требует частичной или полной разборки механизма, заключенного в картере задней передачи. Ниже описана полная разборка и сборка редуктора задней передачи мотоцикла М-72, указаниями о которой можно руководствоваться при ремонте редукторов других мотоциклов. В каждом отдельном случае механизм разбирают лишь в минимально необходимом для выполнения ремонта объеме.
Для замены сальника (фиг. 122), расположенного со стороны тормозных колодок, отвертывают семь винтов, скрепляющих крышку сальника и кожаную манжету с картером.

Сальник пропускает масло из-за утери кожей эластичности, образования на ней трещин и отверстий, ослабления пружины, охватывающей манжету, и при наличии забоин и коррозии на рабочей части ступицы, под кожаной манжетой. При повреждении на рабочей части ступицы, в месте соприкосновения ее с манжетой, масло вытекает из картера даже при вполне исправном сальнике. Масло проникает из картера наружу также при ослаблении винтов, закрепляющих крышку сальника.
Перед разборкой из картера выпускают масло, моют картер снаружи керосином с помощью жесткой кисти и в чистом виде кладут на верстак. Отвертывают шесть гаек 24, крепящих крышку 25 к картеру. При снятии с картера вместе с крышкой снимаются ступица 29 с ведомой конической шестерней 30, распорная шайба 31 и два бронзовых полукольца 32. Крышку отделяют от ступицы с помощью оси заднего колеса. Ось вставляют в ступицу со стороны ее зубчатого венца до упора утолщенной части оси в распорную втулку. Удерживая за ступицу весь узел навесу, ударами по торцу оси выталкивают крышку из подшипника 28 ступицы. Подшипник можно выпреесовать из ступицы, действуя через три имеющиеся в ней отверстия с помощью длинного бородка с концом диаметром 4 мм. Попеременно вставляя бородок в отверстие и легко ударяя по нему, подшипник выпрессовывают из ступицы без перекоса.
Осматривая детали, обращают внимание на следующие возможные повреждения:
1. Износ шарикового подшипника ступицы. При ощутимом радиальном перемещении наружного кольца устанавливают новый шариковый подшипник.
2. Задиры крышки картера; износ и задиры шейки ступицы, внутренней поверхности стальной втулки в картере, бронзовых полуколец. Поврежденные места зачищают шкуркой.
3. Износ, выкрошиваиие зубьев ведомой конической шестерни, ослабление болтов, крепящих ее к ступице. Поврежденную шестерню заменяют новой обязательно в паре с ведущей конической шестерней. При продолжении эксплуатации шестерен с небольшими отклонившимися участками на отдельных зубьях, острые углы излома заполи-ровывают оселком. Отвертывание и закрепление болтов, соединяющих шестерню со ступицей, требующее большого усилия, возможно лишь прочным торцевым ключом. Контрят болты проволокой, вставляемой в отверстия их головок.
4. Трещины крышки картера, наблюдаемые около прилива кронштейна подвески, у мотоциклов старых выпусков.
Ведущую коническую шестерню с подшипником и карданным валом извлекают из картера в сборе следующим способом.
Кольцевым ключом отвертывают (левая резьба) колпак 18, закрывающий карданное сочленение. Также кольцевым ключом отвертывают (левая резьба) гайку 11 подшипника б. После этого одновременно тянут за карданный вал и легкими ударами по вилке 13 кардана, направленными вдоль оси вала, извлекают ведущую коническую шестерню 5 в сборе со всеми деталями, кроме наружного кольца игольчатого подшипника 4 и игл. Иглы и кольцо извлекают в последнюю очередь.
Дальнейшую разборку этого узла удобно производить в тисках.
Расконтривают и на два оборота отвертывают гайку клинка 7. Ударами по торцу гайки сдвигают клинок, затем гайку отвертывают и клинок вынимают.
Спрессовывают ударами вилку кардана вместе с валом с хвостовика конической шестерни 5 и снимают с него последовательно круглую гайку 11, несущую внутри сальник 12, пробковую прокладку 10 гайки, нажимную шайбу 9 (между торцом гайки и наружным кольцом шарикового подшипника), регулировочные шайбы 8 (между торцом вилки и внутренним кольцом шарикового подшипника), шариковый подшипник 6. С короткого конца оси конической шестерни спрессовывают съемником внутреннее кольцо игольчатого подшипника 4.
Вынутые детали осматривают, выясняя пригодность ведущей конической шестерни, игольчатого подшипника, шарикового подшипника, сальника в гайке, участка поверхности на вилке кардана, по которому скользит кожаная манжета сальника.
Для замены поврежденного колпака 18 карданного сочленения спрессовывают с вала диск 16 с двумя пальцами. Напрессовывают с натягом 0,04 — 0,06 мм диск, нагретый до 400 — 480°.
Сборку производят в обратном порядке с учетом следующих указаний.
При монтаже шарикового подшипника на хвостовик ведущей конической шестерни в первую очередь устраняют его зазор.
Подшипник имеет два внутренних кольца, при сближении которых до упора и отсутствии износа зазор в подшипнике устраняется. Когда подшипник изношен и запасного нет, для устранения зазора возможно шлифование иа небольшую величину обращенных один к другому торцов внутренних колец. В хвостовике ведущей конической шестерни отверстие для клинка наклонное, вследствие этого при скреплении хвостовика с вилкой кардана клинком вилка перемещается в сторону подшипника и сжимает его внутренние кольца. Между торцом вилки и внутренним кольцом шарикового подшипника устанавливают регулировочную шайбу 8. Толстый конец клинка не должен сильно выступать из отверстия в вилке.
На хвостовик конической шестерни напрессовывают шариковый подшипник, надевают на шлицы хвостовика вилку кардана и вставляют в нее клинок настолько глубоко, чтобы его толстый конец лишь немного выступал из вилки.
В противном случае клинок будет задевать изнутри за колпак карданного сочленения. Между торцом вилки и внутренним кольцом шарикового подшипника вставляют щупы. Отмечают толщину щупа, при которой устраняется зазор шарикового подшипника и наружное кольцо вращается свободно, без покачивания. Вынимают клинок и вставляют в месте, измеренном щупом, регулировочную шайбу, равную по толщине щупу. Затем последовательно устанавливают на хвостовик упорную шайбу, прокладку из пробки, гайку с сальником и в вилку вколачивают клинок полностью. При этом регулировка подшипника измениться не должна.
Ведущую коническую шестерню с отрегулированным подшипником и в сборе с карданным валом устанавливают в картер и закрепляют круглой гайкой. Предварительно в картер вкладывают иглы игольчатого подшипника, приклеивая их к наружному кольцу тавотом.
Затем в картер устанавливают ступицу с ведомой конической шестерней и со всеми относящимися к ним деталями.
Зацепление зубьев шестерен собранного редуктора задней передачи регулируют, вставляя между зубьями щуп или на ощупь, повертывая ведущую коническую шестерню при заторможенной ступице. Боковой зазор должен составлять 0,10 — 0,35 мм. Зазор регулируют перемещением ведомой шестерни в осевом направлении путем подбора шайб 31 и 27.
Для уменьшения большого зазора увеличивают толщину регулировочной шайбы 21 между внутренним кольцом шарикового подшипника ступицы и боковой стенкой крышки картера редуктора. В случае нужды в большом перемещении ведомой шестерни уменьшают толщину распорной шайбы 31 между ступицей и торцом закаленной втулки, запрессованной в картер.
Во время регулировки зазора в зацеплении зубьев долго работавших конических шестерен учитывают возможность образования на зубьях углубления и выступа от износа (фиг. 123). Если не учесть этого при устранении зазора в зацеплении, то возможно соприкосновение зубьев одной шестерни с выступами на зубьях другой шестерни, которое вызовет шум при работе редуктора и быстрое разрушение зубьев.

Поэтому при регулировке зацепления конических шестерен с углублениями и выступами от износа в первую очередь выключают из зацепления изношенный ступенчатый участок венца путем небольшого перемещения шестерен с помощью регулировочных шайб. Перемещение ведущей конической шестерни в ту или другую сторону более чем на 0,2 — 0,3 мм вызывает несовпадение шага зубьев и также приводит к разрушению шестерен. Небольшой выступ, образовавшийся у самого основания или вершины венца конической шестерни, можно снять вручную оселком. Во вторую очередь регулируют зазор в зацеплении зубьев.


предыдущая страница оглавление следующая страница