На главную


РАЗБОРКА И СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ ИЖ-350 и ИЖ-49

В зависимости от цели, для которой предпринимают разборку, коробку передач мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49 разбирают одним из трех способов, требующих выполнения различного объема работ. При первом способе снимают только правую крышку коробки, при втором — крышку коробки и механизм сцепления, при третьем способе разборки снимают крышку коробки, механизм сцепления и правую половинку основного картера двигателя.
Осмотр механизма (фиг. 118) и замена неполного комплекта деталей возможны при разборке первым способом. Для этого снимают правую крышку картера; спрессовывают рычаг ручного переключения передач (предварительно ослабляют болт, стягивающий его ушко); из вала вынимают шпонку; вынимают выжимной стержень сцепления.

Гайку, крепящую ведущую цепную шестерню на хвостовике основной шестерни (вторичный вал), не отвертывают, так как крышку снимают вместе с цепной и основной шестернями.
Отвертывают восемь винтов, крепящих крышку к картеру, и снимают ее с помощью отверток. Вместе с крышкой снимается зубчатый сектор переключения передач, а иногда и промежуточный (нижний) вал. Поэтому, снимая крышку, насколько возможно удерживают промежуточный вал отверткой. Если промежуточный вал с шестернями все же выпадет из коробки, то можно, обладая известным навыком, поставить вал на место, вставив в первую очередь в картер большую шестерню первой передачи, обращенную выемкой к шариковому подшипнику, а затем одновременно введя в коробку вал переключения передач с вилками и подвижными шестернями и промежуточный вал.
Малоопытному мотоциклисту легче собирать механизм, если дополнительно вынуть направляющие стержни вилок. Для этого выполняют весь объем работ, предусмотренный изложенным ниже вторым способом разборки.
Снятие сцепления, ведущей цепной шестерни двигателя и цепи осуществляют в порядке, указанном выше при описании разборки картера мотоцикла М1А. Дополнительно к перечисленным деталям снимают стальную пластину, расположенную под барабаном сцепления и прикрепленную к картеру пятью винтами, которая удерживает направляющие стержни вилок.
Во время извлечения деталей из коробки обращают внимание на количество и толщину регулировочных шайб на обоих концах вала переключения и на шайбу на первичном (верхнем) валу, для того чтобы при сборке установить их на те же места.
Первичный вал, если понадобится, выпрессовывают из подшипника в стенке картера.
Основную шестерню с хвостовиком (вторичный вал) выпрессовывают из крышки коробки после отвертывания большой гайки с левой резьбой, крепящей ценную шестерню привода заднего колеса. При выпрессовывании следят за сохранностью роликов подшипника. Замена отдельных роликов, как правило, не допускается и если значительная часть из них будет потеряна, то меняют весь комплект роликов. Однако в случае потери трех - четырех роликов можно взамен потерянных установить ролики меньшего диаметра, чередуя их расположение в подшипнике с примерно одинаковыми группами роликов основного комплекта. Подшипник, не имеющий полного комплекта роликов, во время работы разрушится.
Скобка коробки передач, разобранной по второму способу. Ввиду того, что некоторые шестерни при разборке выпадают из коробки передач, могут возникнуть затруднения в сборке механизма. Эти затруднения устраняются, если выполнить следующие указания. Отверстия в регулировочных шайбах при установке должны соответствовать диаметрам валов. Соблюдая это правило, нельзя, например, ошибочно поставить шайбу с вала переключения на первичный вал.
Так как верхняя вилка отличается от нижней вилки уменьшенным расстоянием между концами перьев, то ее можно вставить только в кольцевую канавку подвижной шестерни второй и четвертой передач.
Палец верхней вилки вставляют в первый паз вала переключения, считая от его шестерни; вилка при этом должна быть обращена ребром внутрь коробки передач.
При указанном выше положении вилки затруднения, возможные при установке подвижной шестерни второй и четвертой передач, устраняются, так как ребро на вилке не позволит установить шестерню неверно.
Палец нижней вилки вставляют во второй паз вала переключения, считая от его шестерни; вилка при этом должна быть обращена ребром наружу.
Если первичный (верхний) вал не был вынут из картера, то сборку производят в следующем порядке.
Вкладывают в коробку вплотную к подшипнику в стенке картера большую шестерню первой передачи, обращенную выемкой к подшипнику. В шестерню и в подшипник вставляют промежуточный (нижний) вал с тремя шестернями.
Устанавливая вал переключения на его конец, входящий в стенку картера, надевают регулировочные шайбы, оттягивают рычаг фиксатора и плотно прижимают торец вала к стенке картера.
Нижнюю вилку переключения устанавливают в кольцевую канавку подвижной шестерни первой и третьей передач промежуточного (нижнего) вала, а палец вилки вводят в фигурный паз вала переключения. В отверстие вилки вставляют направляющий стержень, конец которого вводят в нижнее отверстие в стенке картера.
Верхнюю вилку устанавливают в кольцевую канавку подвижной шестерни второй и четвертой передач на первичном (верхнем) валу, а палец вилки вводят в фигурный паз вала переключения. В отверстие вилки вставляют направляющий стержень, конец которого вводят в верхнее отверстие в стенке картера.
Вставляют вал с державкой собачек переключения передач.
Устанавливая зубчатый сектор и вводя его в зацепление с шестерней вала переключения, необходимо совместить имеющиеся для этого на них метки. Метка на валу переключения находится не на шестерне, а ниже ее, в начале утолщенной части вала. Если метки не совмещены, то нельзя наладить нормальную работу коробки.
В крышку коробки устанавливают шестерню с хвостовиком (вторичный вал). При введении хвостовика в ролики и резиновый сальник, надо обязательно воспользоваться вспомогательной трубкой (фиг. 119) во избежание повреждения воротника сальника.

Перед установкой крышки на картер коробки надевают шайбы на ось вала переключения и на первичный вал, а под крышку кладут бумажную прокладку.
У собранной коробки передач производят предварительную проверку работы механизма по легкости вращения валов и четкости переключения шестерен передач ручным рычагом и педалью ножного переключения. Если разборка была предпринята только для осмотра механизма или замены какой-либо одной поврежденной шестерки или подшипника и при сборке все детали были установлены на свои прежние места, то такой проверкой можно удовлетвориться. В тех случаях, когда переключение передач до разборки коробки происходило нечетко, необходимо пользоваться третьим способом разборки.
При третьем способе разборки, помимо выполнения перечисленных выше операций, снимают правую половинку основного картера двигателя. Собирают коробку без правой половинки картера, установив вместо нее четыре вспомогательных дистанционных трубки (фиг. 120).

Длина заготовок для вспомогательных трубок 42 мм, торцы трубок спиливают, чтобы они точно соответствовали толщине временно изъятой правой половинки картера. Когда картер собран на вспомогательных трубках, можно вести наблюдение за всеми деталями механизма коробки передач в действии (фиг. 121), выяснить причину неисправности, измерить щупами зазоры валов для подбора регулировочных шайб и т. д.

Например, нечеткое переключение передач часто бывает следствием ослабления винтов, крепящих к картеру деталь, в которую вставляют державку с собачками, ограничивающую ход педали ножного переключения передач. Результаты ослабления винтов в этом случае отчетливо видны.
Общее представление о технике регулировки коробки передач описываемого типа можно получить в приведенном выше разделе о регулировке коробки передач мотоцикла М-72 с помощью регулировочных шайб.


предыдущая страница оглавление следующая страница