На главную


РЕГУЛИРОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ПОМОЩЬЮ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ШАЙБ

Изложенными указаниями пользуются при ремонте коробки передач, вышедшей из строя и подвергнутой разборке и сборке для замены, например, поврежденных подшипника, муфты, шестерни. В практике чаще наблюдаются случаи неисправности коробки, при которой передачи произвольно выключаются или плохо включаются без видимых повреждений. Это происходит, в основном, из-за износа механизма переключения, регулировочных шайб и ошибок в регулировке, допущенных при сборке. Разборка и сборка коробки не устранит неисправности. Требуется во время сборки отрегулировать весь механизм коробки с помощью регулировочных шайб, перемещая валы и шестерни. Техника регулировки коробки передач с помощью регулировочных шайб и восстановление некоторых деталей изложена на примере наладки коробки передач мотоцикла М-72.
На люке, расположенном с правой стороны коробки передач мотоцикла М-72, вместо крышки устанавливают стальную пластинку с отверстием для вала рычага ручного переключения, прикрепляемую к картеру тремя винтами (фиг. 116). Можно также использовать негодную крышку, вырезав в ней большое отверстие. Открытый люк при фиксированном в крышке рычаге переключения дает возможность наблюдения за взаимным расположением муфт включения, шестерен, секторной пластины и фиксатора при разных передачах. Без этих условий правильная регулировка коробки передач может быть достигнута лишь случайно.

Коробку передач регулируют в такой последовательности.
Производят пробную сборку коробки. Проверяют легкость вращения валов и включения муфт. Измеряют щупами величины осевых зазоров валов. Осевой зазор, превышающий 0,2 мм, устраняют, увеличивая толщину маслоотражательных шайб 1 (фиг. 117) у первичного вала между торцами крайних шестерен и подшипниками; у вторичного вала передний подшипник осаживают внутрь картера и шайбу 6 ставят между наружным кольцом подшипника и стальной крышкой.

Рычагом ручного переключения последовательно устанавливают муфты в положении первой передачи, холостого хода, второй, третьей и четвертой передач. Взаимное расположение муфт и шестерен определяют щупами.
У исправной коробки в положении холостого хода (фиг. 117) расстояние между кулачковой муфтой и шестернями первой и второй передач — 1,4 мм, расстояние между торцами муфты с отверстиями и кулачками шестерен третьей и четвертой передач — 1,6 мм.
При включении любой передачи в исправной коробке включаемая муфта подходит к соответствующей шестерне вплотную, а вторая муфта при этом устанавливается на указанных выше расстояниях от шестерен.
Если муфты при включении не подходят вплотную к шестерням, то с помощью регулировочных шайб перемещают шестерни, обеспечивая полное включение кулачков. В первую очередь регулируют третью и четвертую передачи. Для этого подбирают регулировочную шайбу 6 и маслоотражательную шайбу 18 по толщине с тем, чтобы вторичный вал с шестернями третьей и четвертой передач перемещался вправо или влево.
В случае значительного износа кулачков на шестерне по высоте и закругления их краев допустимо уменьшить толщину одной или обеих шайб 5 между шестернями и торцами шлицевого участка вала.
Неточность расположения муфты с отверстиями относительно шестерен третьей и четвертой передач при включении первой и второй передач и холостого хода допустима, если при попытках принудительно сблизить их отверткой муфта с отверстиями не будет задевать за кулачки шестерек третьей и четвертой передач.
Величину, на которую уменьшилась толщина шайб, записывают и на эту же величину увеличивают толщину шайб в другом месте, чтобы вновь не образовался устраненный в начале сборки осевой зазор вала. Регулировка третьей и четвертой передач может повлечь за собой уменьшение или увеличение глубины включения первой и второй передач. Поэтому, достигнув полной отрегулированности включения третьей и четвертой передач, приступают к регулировке первой и второй передач.
Предположим, что вторая передача включается не полностью, т. е. кулачки муфты не входят на всю глубину в шестерню. Так как кулачки муфты при вводе их в шестерню видеть нельзя, то о глубине включения судят по положению ребра муфты, которое при полном включении входит в шестерню заподлицо. Допустим, что ребро кулачковой муфты на 1 мм выступает из шестерни. Тогда между шестернями второй и третьей передач ставят шайбу толщиной 1 мм. Шайба передвинет шестерню второй передачи влево, навстречу кулачковой муфте. Перемещение этой шестерни влево вызовет также сдвиг на ту же величину напрессованной на вал шлицевой втулки и шестерни первой передачи, вследствие чего глубина включения первой передачи также уменьшится на 1 мм.
Далее включают первую передачу и измеряют изогнутыми щупами расстояние между торцом муфты и шестерней первой передачи. Предположим, что в этом случае щуп покажет расстояние 2 мм. Тогда на 2 мм уменьшают длину шлицевой муфты. При этом муфта и шестерня первой передачи сблизятся вплотную.
После окончательной сборки для проверки работы коробки в положении холостого хода пытаются последовательно принудительно приближать муфты к шестерням всех четырех передач. Затем, включив первую передачу, отверткой пытаются сблизить муфту с отверстиями с шестерней третьей передачи; включив вторую передачу, муфту с отверстиями сближают с шестерней четвертой передачи; включив третью передачу, сближают кулачковую муфту с шестерней первой передачи и, наконец, включив четвертую передачу, сближают кулачковую муфту с шестерней второй передачи. Во всех случаях кулачки или отверстия муфт не должны прикасаться к кулачкам или отверстиям шестерен.
Для налаживания коробки передач, в особенности при сильном износе деталей механизма, требуется выполнение следующих механических работ.
Шлицевую муфту укорачивают, аккуратно шлифуя ее торец на наждачном точиле или подрезая победитовым резцом на токарном станке.
При установке шайбы между шестернями второй и третьей передач их бронзовая втулка будет утоплена в отверстиях шестерен. Это недопустимо. Бронзовая втулка должна быть длиннее, чем суммарная глубина отверстий в обеих шестернях и установленной шайбе, и выступать наружу из шестерни на 0,15 — 0,2 мм для того, чтобы детали, надетые на вторичный вал, упирались в горцы втулки и не зажимали шестерен. Во всех случаях, когда бронзовая втулка утоплена в отверстии шестерни, изготовляют более длинную втулку.
После подбора и доводки до нужного размера шайбы закаливают. Уменьшение толщины шайб и укорачивание шлицевой втулки необходимо компенсировать установкой дополнительных регулировочных шайб между наружными кольцами подшипников и дном гнезд в картере или между внутренними кольцами подшипников и торцами бронзовых втулок шестерен.
Большой износ выступов в пазах секторной пластины переключения передач устраняют наплавкой стали с помощью автогенной горелки и затем тщательно опиливают паз. При отсутствии шаблона ориентиром при опиловке служит вторая сторона паза и круглый щуп с диаметром, равным диаметру пальца вилки переключения.
Вилки переключения, входящие с большим зазором в кольцевой паз муфты, восстанавливают также наплавлением металла автогенной горелкой.
Муфта включения третьей и четвертой передач с закруглившимися краями отверстий может быть отремонтирована путем придания отверстиям овальной формы торцевой фрезой или вручную круглым напильником. Муфту для этого отжигают и после механической обработки закаливают. Несмотря на снятие цементационного слоя в отверстии, срок службы муфты будет удлинен.
Собачку пускового механизма при незначительном повреждении рабочей кромки (фиг. 59) ремонтируют шлифованием, точно подгоняя рабочую кромку к зубьям шестерни внутреннего зацепления.

Собачка, восстановленная сваркой, служит очень короткий срок. К этому способу ремонта прибегать не следует ввиду сложности разборки и сборки коробки передач, необходимой для извлечения и установки собачки. Новую собачку нетрудно изготовить по образцу вручную напильником в тисках.
Новые муфты включения, шестерни, валы, собачки пускового механизма и механизма ножного переключения коробки передач изготовляют из стали 12ХН3 и подвергают цементации на глубину 0,7 — 0,1 мм твердость по Роквеллу 53 — 62.


предыдущая страница оглавление следующая страница