На главную


РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Коробку передач, вышедшую из строя из-за повреждения деталей, ремонтируют только путем установки новых запасных частей. Восстановление отдельных поломанных зубьев шестерен сваркой в практике эксплуатации мотоциклов не давало удовлетворительных результатов и поэтому не может быть рекомендовано. Для установки запасных частей коробку передач разбирают и собирают. Указания охватывают полную оазбооку коробки, но в каждом отдельном случае коробку разбирают лишь в той минимальной степени, которая требуется данным объемом ремонта. Прежде чем приступить к выполнению этих операций, надо ознакомиться с некоторыми общими указаниями.
При установке в картер коробки передач новых валов, шестерен, подшипников, регулировочных шайб и других деталей после закрепления болтами боковых крышек сборщик может столкнуться с заклиниванием механизмов коробки, причину которых довольно трудно определить. Поэтому, устанавливая в коробку передач новые детали, рекомендуется устанавливать каждый вал с шестернями в подшипниках и подбирать регулировочные шайбы раздельно, проверяя подвижность данной группы деталей при полностью прижатых боковых крышках картера. Эти операции выполняют следующим образом.
В коробку устанавливают один вал, к нему предварительно подбирают путем измерений или в соответствии с ранее стоявшими шайбами новые регулировочные шайбы и закрепляют болтами боковые крышки. Если у вала будет обнаружено осевое перемещение или, наоборот, вал станет туго вращаться, то требуется соответственно увеличить или уменьшить толщину регулировочных шайб, чтобы вращение деталей при полностью завернутых болтах и бумажных прокладках нормальной толщины совершалось легко и без излишнего осевого разбега. Затем подвергавшийся проверке вал вынимают и точно так же поступают со следующим валом. Когда работа каждого вала в отдельности будет проверена, можно собирать коробку передач полностью.

РАЗБОРКА И СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА М-72

Для разборки коробки передач (фиг. 115) снимают заднее колесо, заднюю передачу и отвертывают три гайки и один болт, которыми коробку передач крепят к двигателю. Головка болта находится на передней части картера маховика под правым карбюратором.

При ремонте коробки передач разбирают механизмы; выключения сцепления; ножного переключения передач; ручного переключения передач; вилок переключения; пусковой механизм и крышку с валами и шестернями постоянного зацепления.
Механизмы выключения сцепления. Для его разборки снимают рычаг выключения сцепления и, нажав на передний квадратный конец выжимного стержня, выталкивают из задней стенки картера коробки ползун с резиновым уплотнительным кольцом, сепаратор с шариками и наконечник стержня. Затем вынимают стержень с фетровым сальником. Ползун, сепаратор с шариками и стержень с наконечником можно извлечь из гнезда коробки передач, не снимая ее с мотоцикла.
Снятые детали не должны иметь следующих повреждений: смятия и скручивания квадратного конца выжимного стержня; износа фетрового сальника стержня, заедания стержня при вращении в наконечнике; выпадания шариков из сепаратора; износа и разрывов резинового кольца-сальника ползуна.
Механизм ножного переключения передач. При разборке механизма снимают рычаг ножного переключения, расшплинтовав предварительно его ось и левую крышку картера. Крышку, прикрепленную к картеру четырьмя болтами, снимают вместе с осью кривошипа собачек и поводком механизма переключения. Затем из картера вынимают храповик механизма переключения. Из крышки вынимают ось кривошипа собачек, для чего отвертывают гайку, снимают поводок и удаляют шпонку из оси. Вынимают также из гнезда в крышке пружину механизма переключения.
Во время осмотра деталей, после промывки, обращают внимание на следующие возможные повреждения: износ, смятие, и выкрошивание рабочих кромок собачек и сопряженных с ними зубьев храповика; заедание пружины при сжатии в зенковках собачек; ослабление закрепления упорного винта возвратной пружины, головка которого не должна выступать за плосткость разъема крышки; погнутость ножного рычага, его оси и пальца.
Механизм ручного переключения разбирают путем снятия правой крышки картера с рычагом и секторной пластиной переключения передач при положении, соответствующем включенной третьей передаче. Крышку к картеру крепят с помощью шести винтов.
Механизм проверяют путем осмотра, причем его детали не должны иметь следующих повреждений: трещин сварки сектора с валиком; задиров на окружности сектора, в особенности около фиксирующих лунок; чрезмерного износа и задиров рабочих поверхностей фигурных вырезов в секторной пластине, управляющих движением вилок; заедания подпружиненного шарика фиксатора, трещин в алюминиевом рычаге ручного переключения.
Механизм вилок переключения передач состоит из направляющего вала и вилок. Чтобы снять вилки с вала, необходимо вывернуть винт, стопорящий вал, и выбить вал с помощью выколотки в сторону стопорного винта.
При осмотре проверяют легкость перемещения вилок по валу, состояние перьев вилок и кольцевых канавок в подвижных муфтах переключения передач.
Пусковой механизм. Все основные детали пускового механизма находятся внутри коробки, для их извлечения и разборки требуется выполнить следующие операции.
1. Снять с вторичного вала коробки передач диск с двумя пальцами, являющийся деталью гибкого резинового соединения с карданным валом. Диск сидит на конусном (старый выпуск) или шлицевом (последний выпуск) конце вторичного вала и закреплен круглой гайкой с выемками на торце под специальной торцевой ключ. Этот ключ можно изготовить в тисках из стальной трубки подходящего размера с помощью ножовки и напильника. Бородком или отверткой и ударами молотка эту гайку отвертывать нельзя ввиду возможности повреждения резьбы вала. Снимают диск съемником или путем выколачивания двух клиньев между картером и бобышкой диска. Чтобы легче отделить диск от конуса вала, в месте их соединения на 20 — 30 мин, кладут концы, пропитанные керосином.
2. Снять переднюю подшипниковую втулку вала пускового механизма, прикрепленную к картеру двумя винтами, служащую также упором для конца обратной пружины пусковой педали. При вывертывании второго винта подшипниковую втулку удерживают от вращения, затем удаляют винт, дают пружине раскрутиться и ее конец вынимают из гнезда во втулке.
3. Снять пусковую педаль, выбив клинок, которым она закреплена на валу пускового механизма. Выбивают клинок ударами по его гайке, отвернутой на 3 — 4 оборота, подпирая при этом ушко рычага массивным металлическим предметом.
4. Снять шайбу сальника, сальник и заднюю втулку вала пускового механизма, прикрепленную к картеру четырьмя винтами.
5. Отвернуть болты, крепящие переднюю крышку к картеру.
6. Снять переднюю крышку картера в сборе с первичным и вторичным валами и шестернями постоянного зацепления. Эту группу деталей снимают путем выпрессовывания валов из задней стенки коробки легкими ударами попеременно по первичному и вторичному валам.
7. Вынуть вал пускового механизма в сборе с пусковой шестерней из задней стенки картера. С вала снять пружину, упорную втулку, предварительно выбив удерживающий ее штифт и пусковую шестерню.
8. Выпрессовать ось собачки, снять собачку и подпружиненный толкатель собачки с пружиной.
Все детали проверяют, причем не должно быть износа и выкрошивания рабочей кромки собачки, заедания подпружиненного толкателя собачки, трещин, изломов, отгибания концов обратной пружины пусковой педали, повреждений у стержня буфера пускового механизма, затвердевания и разрывов кожи сальника, трещин у пусковой педали. Проверяют состояние выключателя собачки на внутренней задней стенке картера коробки. Рабочая кромка выключателя не должна быть срезана.
Крышка в сборе с первичным и вторичным валами и шестернями постоянного зацепления. Первичный вал изготовлен за одно целое с шестернями первой, второй и третьей передач. С вала спрессовывают только наибольшую шестерню четвертой передачи. При спрессовывании подшипников с вала следят за сохранностью регулировочных шайб, потеря которых чрезвычайно затруднит правильную сборку коробки передач.
На вторичном валу любая шестерня, муфты включения, шлицованный участок вала и бронзовые подшипниковые втулки могут быть заменены. Подшипники вторичного вала спрессовывают, шестерни первой и четвертой передач и муфты включения сходят с вала легко. 'Для снятия шестерен второй и третьей передач надо спрессовать с вала соединенный с ним двумя шпонками шлицевой участок, по которому перемещается муфта включения первой и второй передач. Проверяя детали, особое внимание обращают на следующие повреждения: выкрошивание и износ зубьев шестерен, кулачков и краев отверстий на торцах шестерен и у муфт включения; расширение от износа кольцевой канавки для вилки у муфт включения; износ бронзовых и шариковых подшипников и торцов регулировочных шайб.
Коробку передач мотоцикла М-72 собирают в порядке, обратном разборке, с учетом следующих особенностей конструкции.
В первую очередь в картер (в его заднюю стенку) устанавливают вал пускового механизма в сборе с шестерней, направляя конец вала в отверстие задней стенки картера. Затем, поставив картер передним отверстием вверх и положив бумажную прокладку, вставляют в него первичный и вторичный валы в сборе с крышкой, направляя подшипники в отверстия задней стенки. Чтобы пусковая шестерня не препятствовала перемещению валов вниз для запрессовки их в заднюю стенку, необходимо временно приподнять вал пускового механизма с шестерней выше сцепляющейся с ней шестерни вторичного вала.
Первичный и вторичный валы с подшипниками запрессовывают в заднюю стенку картера легкими ударами молотка по трубчатой оправке, приставленной к передней крышке. При сближении крышки с картером скрепляющие их болты завертывают на две-три нитки и дальнейшую посадку валов осуществляют путем поочередного и равномерного завертывания болтов. При этом контролируют перемещение валов внутри коробки через правый люк и устраняют препятствия, мешающие установке валов на места. После установки первичного и вторичного валов устанавливают на место вал пускового механизма.
При монтаже передней подшипниковой втулки вала пускового механизма, ее надо повернуть против часовой стрелки настолько, чтобы пружина была достаточно завернута и пусковая педаль резко отбрасывалась в исходное положение до упора в подпружиненный стержень буфера. После установки валов и закрепления крышки последовательно устанавливают детали механизма вилок переключения передач, детали ручного и ножного переключения, выжимной подшипник и стержень.
У собранной коробки передач следует отрегулировать работу ножного переключения.


предыдущая страница оглавление следующая страница