На главную


РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЯ

При ремонте муфты сцепления наиболее часто выполняют операции по замене фрикционного материала дисков, упорного подшипника и деталей механизма выключения сцепления. Замена фрикционного материала дисков связана с полной разборкой муфты сцепления.
Новые фрикционные накладки из асбестовой пластмассы в сцепление мотоциклов М-72 и БМВ-Р-35 устанавливают следующим образом.
Изношенные вровень с заклепками накладки из асбестовой пластмассы с помощью отвертки отдельными кусками отделяют от тонкого ведомого диска Удаляя трубчатые заклепки, предварительно спиливают головки напильником, а затем выбивают бородком из стального диска, устанавливая заклепку над гайкой, положенной на наковальню.
Для прикрепления новых накладок (фиг. 113) рекомендуется пользоваться заклепками только трубчатого типа, так как асбестовая пластмасса весьма непрочна и трескается при расклепывании сплошных заклепок.

Если трубчатых заклепок не имеется, то их надо выточить из красной меди точно по размеру отверстий в металлическом диске. При заклепывании головку заклепки опирают на зажатый в тисках бородок, а ее трубчатый конец разделывают сначала кернером, а затем вторым бородком или оправками. Нужно иметь в виду, что при осаживании ударами молотка пустотелых заклепок, вследствие непрочности пластмассы, могут образоваться трещины. Чтобы не повредить пластмассовые накладки и значительно более надежно скрепить со стальным диском, рекомендуется заклепки развальцовывать оправками на токарном или сверлильном станке.
Чтобы установить в ведущих дисках сцепления (например, мотоцикла М1А) новые пробковые вкладыши, их после установки в отверстия диска вместе с диском зажимают в тисках между двумя ровными стальными пластинами. Путем последовательного равномерного сжатия отдельных участков диска пробковые вкладыши спрессовывают до одинаковой высоты, и они плотно заполняют отверстия. Вследствие предварительного прессования дисков в тисках все пробковые вкладыши после установки на мотоцикл прилегают к сопряженным дискам одновременно всей поверхностью и не осаживаются, обеспечивая без приработки нормальную работу сцепления.
Стальные диски с задирами рабочей поверхности, образовавшимися, например, от соприкосновения с головками заклепок при износе пластмассы на асбестовой основе, необходимо прошлифовать на плоскошлифовальном станке или заменить новыми. Если поверхность стального диска не гладкая, то фрикционный материал прилегающего диска скоро изнашивается. При использовании прошлифованных дисков нормальное давление пружин в сцеплении должно быть восстановлено путем подкладывания под пружины в отверстия маховика регулировочных шайб соответствующего размера.
Упорный выжимной подшипник сцепления мотоцикла М-72, у которого на дорожках качения наконечника стержня и ползуна обнаружатся даже небольшие участки выкрошенного металла, заменяют новым. Если нет запасного подшипника, то поврежденные шарики заменяют в сепараторе новыми, а дорожки качения ползуна и наконечника стержня шлифуют. При отсутствии соответствующего оборудования ползун и наконечник стержня укрепляют на шпинделе электродвигателя или электродрели и шлифуют осколком точильного камня и шкуркой с маслом. Эксплуатация мотоцикла с поврежденным упорным подшипником сцепления обычно приводит к скручиванию концов нажимного стержня.
Для осмотра, разборки и ремонта сцепления нет необходимости снимать двигатель с рамы.
У мотоцикла М-72 для обеспечения доступа к муфте сцепления требуется снять заднее колесо, заднюю передачу и отсоединить коробку передач от двигателя, отвернув скрепляющие их три гайки и один болт, головка которого находится на передней части картера маховика под правым карбюратором.
Разбирают сцепление (фиг. 114) путем отвертывания шести винтов, скрепляющих упорный диск с пальцами маховика. Винты завернуты очень туго и их головки законтрены. Во избежание повреждений прорезей на головках винты отвертывают большой отверткой с острием, точно подогнанным к прорезям.

Разборку ведут в следующем порядке.
1. С помощью отвертки и молотка срубают или выбивают выступы из прорезей винтов.
2. Вывертывают два диаметрально расположенных винта и вместо них туго завертывают два вспомогательных болта, в качестве которых пригодны болты, крепящие бензиновый бак к рулевой колонке. При применении вспомогательных болтов упорный диск освободится от давления пружин и будет облегчено отвертывание остальных четырех винтов.
3. Вывертывают четыре винта.
4. Равномерно вывертывают оба вспомогательных болта, удерживающих упорный диск, поэтому нажимной и промежуточный ведущие диски не перекашиваются и снимаются, не заклиниваясь на пальцах маховика.
5. Болты полностью вывертывают из отверстий и снимают диски — упорный, ведомый, промежуточный, второй ведомый и нажимной, а также пружины. Снятые пружины осматривают, проверяя, нет ли у них одностороннего смятия и трещин, значительного уменьшения упругости, не отличаются ли они по высоте одна от другой больше, чем на 2,5 мм.
При сборке, выполняемой в порядке, обратном разборке, для облегчения завертывания винтов следует прижать упорный диск двумя вспомогательными болтами, которые были использованы при разборке, а также сцентрировать ведомые диски. Если ведомые диски не будут расположены в центре маховика, то первичный вал не установится в шлицевые отверстия дисков и коробку передач не удастся соединить с двигателем. Ведомые диски устанавливают в центре маховика путем совмещения шести отверстий в ведомых дисках с шестью отверстиями в нажимном диске или с помощью штангеля, если сцепление однодисковое. Штангелем измеряют в нескольких точках расстояние между маслоотражателем на ступице ведомого диска и внутренним краем упорного диска. Очевидно, что при расположении ведомого диска точно в центре сцепления показания штангеля будут одинаковыми. Ведомый диск в радиальном направлении при центрировании перемещают, ударяя алюминиевым молотком по ступице.
После окончания центрирования ведомых дисков равномерно завертывают два вспомогательных болта до тех пор, пока упорный диск не упрется в пальцы маховика. При завертывании вспомогательных болтов следят за тем, чтобы диски устанавливались на пальцы без перекосов. Затем завертывают до упора четыре винта, удаляют вспомогательные болты и на их места устанавливают последние два винта. Для предупреждения произвольного отвертывания винты необходимо законтрить. Техника разборки и сборки сцепления мотоцикла БМВ-Р-35 аналогична описанной выше, и отличие состоит лишь в следующем. Так как сцепление скреплено болтами, проходящими сквозь маховик, служащий упорным диском, и нажимной диск, то при отвертывании гаек требуется отверткой удерживать болты. Головки болтов с прорезью под отвертку расположены в углублениях на тыльной части маховика, и для доступа к ним в картере маховика, с правой стороны двигателя, около горловины для заливки его маслом, имеется отверстие, закрываемое резиновой пробкой. Гайки болтов на нажимном диске, обращенные в сторону коробки передач, находятся в углублениях диска, и их отвертывают только с помощью торцевого ключа. Гайки завертывают до упора, после чего контрят.
Указания по разборке и сборке сцепления мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 приведены в главе «Разборка и сборка картера».


предыдущая страница оглавление следующая страница