На главную


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ

К числу узлов и деталей механизмов картера двигателя, подверженных износу, относятся: подшипник нижней головки шатуна, коренные подшипники, подшипники распределительного вала и его кулачки, шестерни и цепи привода газораспределения, направляющие толкателей, боковые поверхности и торцы толкателей, торцы головок их регулировочных винтов, ведущий штифт ротора сапуна, детали масляного насоса.
При износе нарушается правильное взаимодействие деталей, что вызывает во время работы двигателя посторонний шум и приводит к серьезным повреждениям двигателя.
Определение износа деталей, расположенных в картере, измерительными инструментами в условиях индивидуального пользования мотоциклом сложно и трудноосуществимо. Поэтому ниже приведены лишь практически доступные водителям способы оценки степени износа и годности детален. Эта оценка необходима для решения вопроса о замене или ремонте той или иной детали или узла.
Для определения величины износа деталей и выявление их взаимного перемещения детали перед проверкой промывают керосином или бензином. При проверке износа подшипника нижней головки шатуна пытаются переместить его в радиальном направлении. При этом не должен обнаруживаться зазор в головке шатуна. Небольшое боковое покачивание шатуна — явление нормальное. Например, у нового двигателя мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49 верхняя головка шатуна, на уровне оси пальца должна перемещаться в боковом направлении на 0,3 — 0,65 мм. Измеренное в том же месте у нового кривошипа двигателя БМВ-Р-51 боковое перемещение левого и правого шатунов составляет соответственно 0,47 и 0,65 мм. Сильное боковое покачивание шатуна неблагоприятно отражается на подшипнике поршневого пальца. Шатун перемещают вверх и вниз, точно в радиальном направлении, чтобы ошибочно не принять боковое покачивание за радиальный зазор. Незначительный радиальный зазор промытого подшипника, с трудом ощущаемый рукой и исчезающий после смазки подшипника автолом, указывает на удовлетворительное состояние подшипника. Если при перемещении шатуна в радиальном направлении в подшипнике отчетливо слышен стук, то кривошип нужно заменить или ремонтировать. В этом случае эксплуатация мотоцикла возможна, но в течение непродолжительного времени, в противном случае подшипник нижней головки шатуна полностью разрушится.
Коренные подшипники в собранном картере проверяют путем покачивания конца вала в радиальном направлении. Вследствие большого веса маховиков эту операцию удобнее выполнять, удлиняя конец вала с помощью, трубы соответствующего размера.
В двигателях мотоциклов М-72 и БМВ-Р-35 по тем же причинам в щель между ободом маховика и картером рекомендуется ввести конец отвертки и действовать ею, как рычагом. При обнаружении зазора коренные подшипники заменяют новыми. После разборки картера, вне зависимости от наличия или отсутствия зазора, у тщательно промытых подшипников следует осмотреть беговые дорожки колец и шарики или ролики. Подшипники, имеющие на трущихся поверхностях раковины, а также подшипники, которые «хрустят» при вращении, заменяют. Подшипники распределительного вала, имеющие явный радиальный зазор, заменяют новыми, так как изношенные подшипники будут вызывать изменения зазоров между контактами прерывателя (мотоциклы М-72, БМВ-Р-35), замасливание контактов (мотоцикл М-72) и изменение зазоров между клапаном и толкателем в двигателях М-72.
Замена распределительного вала обязательна в случае сильного износа вершины хотя бы одного из имеющихся кулачков. Изношенный кулачок прерывателя, выполненный заодно с распределительным валом, можно восстановить опиловкой вручную.
Износ шестерен газораспределительного механизма, при котором в зацеплении зубьев образуется большой зазор, вызывает при работе двигателя сильный посторонний шум, но обычно не приводит к поломке двигателя. Износ цепи газораспределения определяют по ее провисанию и он сопровождается во время работы двигателя сильным шумом. У двигателей с нерегулируемым натяжением цепи провисающая цепь, для предупреждения соскакивания и обрыва, должна быть своевременно заменена новой.
Образование большого зазора между толкателем и его направляющей (особенно, когда толкатель опущен) связано главным образом с возникновением шума в работающем газораспределительном механизме, но поломки механизма не вызывает. Выкрошивание нижней части толкателя, во избежание повреждений кулачков распределительного вала, должно быть устранено путем стачивания толкателя на наждачном круге с последующей полировкой оселком. Торцы головок регулировочных винтов толкателей, имеющие углубления, обрабатывают на наждачном кругу, чтобы сделать торцы плоскими. При наличии углублений нельзя ввести щуп при регулировке клапанов и нередко углубления служат причиной периодически неплотной посадки клапана в гнездо.
Наблюдающийся износ штифта, запрессованного в большую распределительную шестерню и служащего для привода ротора сапуна, не вызывает повреждения двигателя, но сопровождается при его работе крайне неприятным стуком. Штифт извлекают, зажав его в губки больших тисков. Новый штифт можно изготовить из укороченного ролика подшипника.
Детали масляного насоса изнашиваются крайне редко. Уменьшение производительности масляного насоса возникает от неплотной установки в осевом направлении шестерен в корпусе.


предыдущая страница оглавление следующая страница