На главную


ТОПЛИВО И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Топливо для мотоцикла

При плохом качестве топлива ухудшается пуск двигателя, понижается его приемистость и мощность, в двигателе возникают ненормальные стуки. Все эти признаки мотоциклисты склонны объяснять механическими и регулировочными неисправностями, в то время как они часто целиком зависят от свойств топлива. Знание основных свойств топлива необходимо. Приведем пример.
В двигателе, работающем на обычном автомобильном крекинг-бензине, находившемся в баке мотоцикла несколько месяцев, при увеличении нагрузки появляется резкий металлический стук, похожий на звук, издаваемый износившимся подшипником верхней головки шатуна. Мотоциклист готовится к установке нового поршневого пальца и его бронзовой втулки, но после замены длительно хранившегося бензина свежим, а еще лучше — этилированным, стук прекращается. Следовательно, причиной появившегося стука в данном случае явилось применение пришедшего в негодность бензина, а не механические повреждения или износ деталей двигателя.
Основным топливом для мотоциклов является обычный автомобильный крекинг-бензин и бензин марок А-66 и А-70, отпускаемые на бензинозаправочных станциях. В данных марках буква А обозначает «автомобильный», а число после буквы — октановое число бензина. Можно также применять высококачественные бензины — Б-70, КБ-70, Б-74 и др. На спортивных соревнованиях используют бензол и толуол, а для гоночных двигателей повышенной мощности в качестве топлива применяют этиловый (винный) и метиловый (крайне ядовитый древесный) спирт в чистом виде или в виде различных смесей с бензином, бензолом и толуолом.
Бензин является преимущественно продуктом переработки нефти. По способу производства различают бензин прямой гонки, например, Б-70, и крекинг-бензин, который в основном используют для автомобилей.
Процесс перегонки нефти, посредством которого получают бензин прямой гонки, впервые был применен в России братьями Дубиниными в 1823 г. Следует напомнить, что при перегонке нефти в лучшем случае можно получить только 20 — 25% бензина. Очевидно, что если бы использовался только бензин прямой гонки, то для удовлетворения потребности в топливе быстро растущего автомобильного парка Советского Союза потребовалось бы колоссальное количество нефти. Поэтому для увеличения выхода бензина тяжелые нефтепродукты (остаток от нефти после получения бензина и керосина прямой гонки) подвергают нагреву до 470 — 520°С при давлении около 25 — 50 кг/см2. При этом вследствие распада нефтяных остатков получаются продукты, богатые бензиновыми и керосиновыми фракциями.
Этот способ обработки нефти, изобретенный русским инженером В. Г. Шуховым в 1890 г., впоследствии был назван крекинг-процессом, а получаемый этим способом бензин — крекинг-бензином. Крекингование нефти увеличивает выход бензина.
Бензин не является однородным по своему химическому составу и состоит из ряда углеводородов, каждый из которых обладает определенными химическими свойствами.
Особо важными свойствами бензина являются детонационная стойкость и легкая испаряемость, что обеспечивает полное сгорание рабочей смеси и легкий пуск двигателя.
Бензол и толуол получают как побочный продукт при коксовании каменного угля.
Исходными продуктами для получения спиртов служат картофель, хлебные злаки, древесина, торф и т. п.
Детонация. Детонацией топлива называется резкое увеличение скорости сгорания рабочей смеси, превышающей в несколько сот раз нормальную скорость сгорания. При детонации сгорающая смесь расширяется так быстро, что толкает поршень не плавно, а бьет по нему, как молот. Детонирующая рабочая смесь, ударяясь о стенки цилиндра и головку, создает металлический стук, очень часто рассматриваемый мотоциклистами как стук износившегося подшипника поршневого пальца. Действительно, от резких толчков детонирующего газа значительно укорачивается срок службы подшипников верхней и нижней головок шатуна, но стук в основном производят не они, и именно детонирующая рабочая смесь.
Способность бензина сгорать без детонации характеризуется его октановым числом. Чем выше октановое число бензина, тем меньше угроза возникновения детонации. Для повышения детонационной стойкости к бензину добавляют антидетонатор — очень ядовитую этиловую жидкость (марки Р-9) краснобурого цвета, в которую составной частью входит тетраэтилсвинец, в чистом виде представляющий собой кристаллическое бесцветное вещество. Этиловая жидкость придает этилированному бензину розовый цвет — опознавательный признак ядовитости бензина.
Иногда ядовитый бензин имеет голубой цвет, получающийся от добавления в него антидетонатора другой марки.
Этилированный бензин ядовит, его нельзя подсасывать ртом при переливании шлангом и использовать для мытья рук. При несоблюдении необходимых мер предосторожности этилированный бензин разрушает человеческий организм.
Пусковые свойства бензина. Бензин испаряется тем интенсивнее, чем выше температура окружающего воздуха. В холодную погоду при попытке пуска исправного двигателя на обычном автомобильном крекинг-бензине может не происходить вспышек. При работе на легкоиспаряющехмся бензине, например, Б-70, испарение которого достаточно интенсивно и при низкой температуре, пуск двигателя облегчается.
Выбор сорта бензина. Двигатели советских мотоциклов Рассчитаны на бензин с октановым числом 60 — 70. Обычный автомобильный бензин не всегда имеет октановое число около 60, его октановые свойства еще больше снижаются при длительном хранении.
Если у крекинг-бензина появился специфический неприятный острый запах, то такой бензин к употреблению не пригоден; применение его затрудняет пуск двигателя и вызывает обильное нагарообразование; склонность его к детонации усилена.
В настоящее время по стандарту для автомобилей и мотоциклов предусмотрен бензин следующих марок: бензин марки А-66 с октановым числом не ниже 66; бензин марки А-70 с октановым числом не ниже 70 (бензин обеих марок можно применять с примесью этиловой жидкости Р-9 — не более 1,5 см3 на 1 кг бензина); бензин марки А-74 с октановым числом не ниже 74 без примеси этиловой жидкости.
Этилированный бензин марок А-66 и А-70 лучше обычного автомобильного бензина не только по детонационной стойкости, но и по испаряемости, т. е. обеспечивает более легкий пуск двигателя.


предыдущая страница оглавление следующая страница