На главную


ПРАВКА ШАТУНА

Искривление шатуна является причиной расположения поршня с перекосом в цилиндре. Приступая к исправлению шатуна, учитывают, что перекос поршня в цилиндре может быть также следствием непараллельности осей отверстия бронзовой втулки и нижней головки шатуна от неумелой обработки втулки разверткой, неперпендикулярности оси отверстий в бобышках оси поршня, неперпендикулярности оси цилиндра плоскости его фланца и, что наблюдается редко, перекоса площадки картера под цилиндр.
Случаи искривления шатуна в результате заклинивания поршня в цилиндре и других причин аварийного характера в практике ремонта встречаются сравнительно редко. Значительно чаше неопытные мотоциклисты портят шатуны при ремонтах, когда без должной осторожности, например, выпрессовывают и запрессовывают поршневой палец в поршень с помощью молотка или когда переносят вынутый из рамы двигатель за шатун.
Шатуны проверяют на изгиб и на скручивание. Есть способы проверки шатуна отдельно от кривошипа, а также проверки и исправления шатуна в сборе с поршнем при собранном картере.
Проверка может быть осуществлена с большой точностью с помощью оправок и вспомогательного шатуна без измерительных инструментов.
Оправки для проверки шатуна на изгиб представляют собой шлифованные цилиндрические стержни, из которых толстый — длиной 400 — 450 мм и тонкий — 150 — 200 мм, плотно входящие в отверстия нижней и верхней головок шатуна. Тонкий стержень, вставляемый в бронзовую втулку взамен поршневого пальца, с одной стороны протачивают на конус.
Для проверки на изгиб (фиг. 104, а) на конец толстой оправки, прочно закрепляемой в тисках, надевают вспомогательный шатун с предварительно заколоченным в отверстие для пальца куском свинца с плоско спиленным торцом, который служит экраном.

Проверяемый шатун с остроконечным стержнем, вставленным вместо поршневого пальца, надевают на ту же оправку к сближают с вспомогательным шатуном до соприкосновения острия со свинцовым экраном. Повертывая проверяемый шатун на небольшой угол, острием прочерчивают на экране риску в виде дуги. Затем проверяемый шатун снимают с оправки, повертывают на 180° и вторично другой стороной надевают на оправку, соответственно вставив с другой стороны остроконечный стержень. После этого вторично прочерчивают острием на экране риску. Если шатун изогнут, то риски располагаются одна под другой. Вследствие длинного плеча остроконечного стержня такой способ проверки отличается большей точностью.
Выпрямить небольшое искривление шатуна обычно можно руками. О результатах выпрямления судят по расстоянию между рисками на экране. При полном устранении изгиба риски должны точно накладываться одна на другую.
Для проверки на скручивание и изгиб (фиг. 104, б) вспомогательный шатун должен быть новым (при проверке на изгиб состояние вспомогательного шатуна не имеет значения), вспомогательный и проверяемый шатуны надевают на толстую оправку, в отверстия для поршневых пальцев вставляют плотно подогнанные оправки в виде грибков с шлифованными торцами. При отсутствии скручивания и изгиба шлифованные поверхности грибков соприкасаются без просвета.
При проверке искривления шатуна в сборе с поршнем при собранном картере с помощью проверочной плиты (фиг. 105, а), можно обеспечить соосное расположение поршня в цилиндре, несмотря на небольшие неточности, возможные у поршня, шатуна и картера.
Проверочная плита представляет собой толстую шайбу с шлифованными торцами. Плиту устанавливают на шпильки картера вместо, цилиндра. Шайба имеет прорезь для выхода шатуна при установке на картер. Кроме того, отверстие в плите расточено на конус, основание которого обращено к картеру, для того чтобы при сильном наклоне шатун не упирался в нижние края отверстия плиты.
Во время проверки на изгиб кривошип устанавливают так, чтобы шатун расположился наклонно и кривошипный палец отклонился на 90° от положения, соответствующего в. м. т., в сторону вращения коленчатого вала двигателя (фиг. 105, б). Если искривления нет, то поршень прикасается к плите правой и левой сторонами нижнего края юбки одинаково, без просвета. Для удобства наблюдения на плиту можно положить лист бумаги, подвести поршень и слегка надавить юбкой на бумагу. Одинаковая интенсивность вдавленного следа на бумаге от обеих сторон юбки подтвердит отсутствие искривлений.

Если юбка касается плиты только, например, правой стороной, а с левой стороны образуется просвет, то шатун устанавливают с наклоном в другую сторону, для чего кривошип следует повернуть против направления вращения двигателя на 180° (фиг. 105, в). Если и в этом случае просвет останется с левой стороны (фиг. 105, г), до это означает, что шатун изогнут, а когда просвет перемещается на правую сторону (фиг. 105, д) — шатун скручен. В первую очередь удобнее устранять скручивание, во вторую очередь — изгиб. Шатун выпрямляют с помощью длинного воротка, вставляемого в отверстие поршневого пальца. Малоопытным механикам легче выполнять операции по исправлению шатуна без поршня, вставив в шатун новый поршневой палец и ориентируясь по просвету между плитой и поршневым пальцем (фиг. 105, е).


предыдущая страница оглавление следующая страница