На главную


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРА НА МОТОЦИКЛЕ

Причины воспламенения мотоцикла и профилактические мероприятия против пожара. Воспламенение мотоцикла может произойти от следующих причин:
1) небрежного обращения с огнем вблизи мотоцикла;
2) заправки бензином мотоцикла с горячим двигателем;
3) аварийного столкновения и падения мотоцикла во время движения;
4) вспышки в карбюраторе («чихания»);
5) течи в поплавковой камере карбюратора, бензопроводе, бензобаке и трубке, соединяющей половинки бензобака;
6) короткого замыкания в электрической проводке;
7) соскакивания со свечи зажигания провода высокого напряжения или повреждения его изоляции;
8) вспышки в глушителе и нагревании выпускных труб докрасна;
9) попадания бензина в прерыватель (что наблюдается у мотоциклов К1Б выпуска до 1950 г., у которых поплавковая камера карбюратора расположена над магдино).
Для предупреждения пожара на мотоцикле необходимо соблюдать перечисленные ниже основные мероприятия.
Запрещается пользоваться огнем вблизи мотоцикла. Недопустимо подносить горящую спичку к открытой горловине бензобака для проверки уровня бензина, подогревать цилиндры пламенем паяльных ламп, факелом и другим открытым пламенем. Уровень бензина может быть проверен с помощью любого стержня. Цилиндры холодного двигателя при низкой температуре можно нагревать паяльной лампой, пользуясь различными кожухами, и устанавливая их так, чтобы двигатель был огражден от соприкосновения с пламенем.
Заправлять мотоцикл бензином можно только тогда, когда температура цилиндров двигателя, выпускных труб и глушителя такая, что к их поверхности можно прикоснуться обнаженной рукой. В противном случае при неосторожности заправщика бензин может расплескаться по поверхности мотоцикла, попасть на его горячие части и воспламениться.
При аварийном столкновении и падении мотоцикла во время движения водитель должен немедленно выключить зажигание.
Установка воздухоочистителя или густой сетки на горловине карбюратора почти полностью исключает возможность воспламенения бензина от обратных вспышек («чихания»), что особенно опасно при переполнении поплавковой камеры во время пуска и прогрева холодного двигателя. При обильном вытекании бензина из карбюратора при пуске двигателя некоторая опасность пожара остается, так как бензин, распространяясь по мотоциклу, может проникнуть к прерывателю и попасть на выпускные трубы. Искрение контактов и быстро раскаляющаяся выпускная труба при прогреве двигателя на больших числах оборотов коленчатого вала могут воспламенить бензин. Чтобы избежать этого, можно сделать из жести экран, который направляет вытекающий бензин непосредственно на землю.
Регулярная проверка системы питания и профилактический ее ремонт обязательны для предотвращения возможности возникновения пожара на мотоцикле. Особенно тщательно следует следить за состоянием трубки, соединяющей половинки бензобака: обрыв этой трубки, вследствие отсутствия у штуцеров бензобака кранов, приводит к катастрофическому положению. Все возникающие течи бензина необходимо немедленно ликвидировать, а облитые бензином детали тщательно обтирать концами.
При обнаружении запаха нагретой изоляции проводов, появляющемся при их коротком замыкании, необходимо возможно скорее отсоединить или оторвать провода от аккумуляторной батареи. Если это произошло во время езды, следует для контроля нажать кнопку электрогудка. Отсутствие звука дополнительно подтвердит наличие короткого замыкания и в этом случае необходимо быстро остановить мотоцикл и отсоединить проводку от аккумуляторной батареи. Искрение проводов вследствие короткого замыкания и горение изоляции может вызвать воспламенение мотоцикла.
При соскакивании провода высокого напряжения со свечи зажигания двухцилиндровых двигателей или при повреждении изоляции следует сразу же остановить мотоцикл, надеть провод на свечу, поврежденный провод заменить или временно тщательно изолировать резиновой трубкой или изоляционной лентой.
При пожаре на мотоцикле горят бензин, изоляция прово дов, резиновые детали и масло, пропитавшее прилипшую к мотоциклу грязь. Самым опасным горючим материалом является бензин. Необходимо строго соблюдать основное правило противопожарной безопасности: не допускать появления бензина на поверхности деталей мотоцикла и содержать мотоцикл в чистоте.
Способы тушения горящего мотоцикла. Наиболее часто на работающем двигателе загорается бензин в карбюраторе. В этом случае следует быстро перекрыть кран бензобака и открыть ручку управления дросселем карбюратора, чтобы возможно быстрее израсходовать бензин из поплавковой камеры. При тушении огня для предотвращения взрыва в первую очередь необходимо защищать от нагревания бензобак. Полностью заправленный бак менее опасен в отношении взрыва, чем бак с небольшим количеством топлива. Для защиты бензобака от огня необходимо сорвать гибкий бензопровод, наклонить мотоникл и плотно накрыть карбюратор рукавицами, шапкой, одеждой, мокрыми тряпками, засыпать пламя песком, землей. Если под руками имеется ведро с водой, можно плеснуть из него на горящий карбюратор. Вода смоет бензин и пламя тотчас будет ликвидировано.
В помещении для стоянки мотоцикла необходимо устанавливать ящик с песком, лопату и, желательно, специальный огнетушитель.


предыдущая страница оглавление следующая страница