На главную


УКАЗАНИЯ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ШИН

Размеры шин обозначают на боковой поверхности покрышки двумя числами. Существует два способа обозначения:
1) если первым стоит меньшее число, то второе, большее, указывает примерный внутренний диаметр покрышки (точнее, диаметр обода колеса в дюймах);
2) если первым стоит большее число, то оно указывает наружный диаметр покрышки (в дюймах).
В обоих принятых способах обозначения меньшее число показывает ширину в дюймах профиля покрышки (фиг. 76). Размеры даны для покрышек в накачанном состоянии.

В качестве примера приводим обозначение покрышки мотоцикла М-72: 3,75—19. Это значит, что ширина профиля в накачанном состоянии равна 3,75 дюйма, а внутренний диаметр покрышки равен 19 дюймам. Другой пример обозначения: 27 — 4. В данном случае наружный диаметр покрышки равен 27 дюймам, а ширина профиля — 4 дюймам. Внутренний диаметр покрышки при таком обозначении можно вычислить следующим образом: 27 — (4 X 2) = 19 дюймов.
Покрышка с внутренним диаметром, равным, например, 19 дюймам, может быть установлена только на обод с диаметром, равным 19 дюймам. По условиям монтажа на обод с диаметром, равным 19 дюймам, возможна установка покрышек с разными профилями: 3; 3,25; 3,5; 3,75 и 4 дюйма.
Камеры обозначают так же, как покрышки. Размер камеры должен соответствовать размеру покрышки. Установка в покрышку камеры несоответствующего профиля, но из эластичной резины, допустима при небольшом расхождении их размеров, однако это всегда связано с затруднениями при монтаже и с ускорением износа камеры. Узкая камера в покрышке с широким профилем перенапрягается и от небольшого прокола или потертости на ее стенке образуются большие разрывы. Широкая камера в покрышке с узким профилем ложится со складками, на которых в скором времени от перетирания («прожевывания») появляются сквозные отверстия.
Все операции по монтажу мотоциклетных шин, сильно охлажденных в зимнее время, следует производить в теплом помещении, чтобы возвратить утрачиваемую резиной при низкой температуре эластичность.
Уход за шинами сводится к следующим основным операциям: 1) поддержанию рекомендованного заводом давления в шинах; 2) своевременному устранению небольших повреждений корда; 3) удалению из протектора застрявших в нем гвоздей, осколков стекла и т. п.; 4) установке заплат на проколотую камеру; 5) предохранению от попадания масла и бензина, от влияния солнечных лучей и сильного охлаждения; 6) соблюдению всех правил монтажа.
Нормы давления в накачанных мотоциклетных шинах даны в табл. 6.

Таблица 6

Нормы давления в мотоциклетных шинах (в кг/см2)

Мотоцикл

Шина

передняя

задняя

коляски

запасная

без пасса-
жира на
багажнике

с пассажи-
ром на ба-
гажнике

М-72
ИЖ-350 и ИЖ-49
М1А и К-125
БМВ-Р-35
АВО-425

1,6
1,2
1,2
1,4
1,5

2,0-2,5
1,6
1,4
1,4
1,8

-
2,3
1,8
1,9
2,0

1,8
-
-
-
-

2,0-2,5
-
-
-
-

Давление измеряют специальными манометрами (фиг. 77). Без манометра давление определяют по величине деформации шины. Нормально накачанная шина под весом мотоцикла и водителя проминается на 15 — 20 мм.

У шины с пониженным давлением вследствие сильного смятия в покрышке отслаиваются отдельные нити корда, которые быстро перетирают камеру насквозь.
При толчках шина защемляется между ободом и твердой поверхностью дороги, вследствие чего в камере и покрышке образуются сквозные пробоины, Кроме того, покрышка слабо накачанной шины поворачивается на ободе и вырывает из камеры корпус вентиля.
Чрезмерно накачанная шина лишается основного свойства — способности смягчать толчки, Корд покрышки от высокого давления перенапрягается и при наезде на острые предметы возможность пробивания покрышки увеличивается. При чрезмерно накачанных шинах спицы, механизмы подвески передней вилки и заднего колеса, а также рама от толчков подвергаются повышенным напряжениям и быстрее повреждаются.
Для того, чтобы определить, насколько проминаются шины, накачанные до давления, указанного заводом, водителю рекомендуется воспользоваться манометром. Это дает возможность точнее устанавливать давление в шинах, которое практически обычно определяют на глаз.
Как показала практика эксплуатации мотоциклов, большая часть мотоциклетных покрышек выходит из строя не от естественного износа — истирания протектора, а вследствие различных повреждений, главным образом из-за проколов, сквозных пробоин, отслоения нитей корда и обрыва проволоки. Часто покрышка приходит в негодность не от самого прокола, а от его последствий. Так, например, отверстие, проколотое гвоздем, незначительно, но через него проникает вода, вызывающая гниение корда и дальнейшее его разрушение. Отверстия в корде, как бы они ни были малы, следует немедленно заклеить заплатами, вырезанными из старой камеры. Небольшие сквозные повреждения с обрывом ряда нитей корда заклеивают заплатами из прорезиненного корда, ткани или заплатами из боковой стенки велосипедной покрышки. Большие пробоины, как правило, редко удается надежно заделать путем наклеивания заплат вне вулканизационной мастерской, но их можно предотвратить, если не допускать движения мотоцикла с недостаточным давлением в шинах.
Отслоение нитей корда, как было сказано, — следствие движения при недостаточном давлении в шинах или даже короткой поездки на совсем не накачанной шине. На участки корда с отслоившимися нитями, даже если отстали хотя бы одна - две нити, необходимо немедленно наклеивать куски резины от камеры. Внутреннюю поверхность покрышки следует периодически внимательно просматривать, так как отслоение отдельных нитей корда не сопровождается какими - либо повреждениями наружной поверхности покрышки.
От мороза и солнечных лучей резина портится — «стареет», покрывается трещинами.
Обрыв проволоки внутри борта происходит при неумелом монтаже покрышки на обод и при снимании покрышки с обода с помощью чрезмерно длинных лопаток. Частичный или полный обрыв проволоки можно обнаружить по хрусту при изгибании борта руками. Покрышка с оборванной проволокой к эксплуатации не пригодна, так как она соскакивает с обода и ремонту не поддается.


предыдущая страница оглавление следующая страница