На главную


УКАЗАНИЯ ОБ УХОДЕ ЗА ЦЕПЬЮ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧИ

Уход за роликовой цепью задней передачи должен обеспечить возможно больший срок службы и исключить соскакивание и обрыв цепи. К операциям по уходу за цепью и цепной передачей относятся смазка цепи, регулировка натяжения, установка цепных шестерен в одной плоскости, наблюдение за замком, замена поврежденных звеньев, дополнительное расклепывание головок осей.
Выполнение перечисленных операций полностью исключает аварии цепной передачи только в том случае, если цепь не пришла еще в состояние полного износа. Изношенная цепь вызывает ускорение износа цепных шестерен, а при соскакивании и разрыве может поломать зубья шестерен, оборвать спицы и, заклинившись у малой ведущей шестерни, разорвать картер коробки передач. Для предупреждения перечисленных повреждений целесообразно своевременно установить новую цепь, а не использовать изношенную до полного разрушения звеньев.
Для определения степени изношенности цепи верхнюю или нижнюю ее часть сильно прижимают к задней вилке. Если при этом цепь на задней шестерне приподнимается в сторону вершин зубьев (фиг. 72) или если ее звенья на середине окружности шестерни легко могут быть оттянуты рукой до вершины зубьев, то цепь сильно изношена и подлежит замене. Ремонту подлежат лишь годные к работе цепи, у которых к вершинам зубьев оттягиваются только отдельные поврежденные участки.

Смазку цепи, работающей без герметического кожуха или не имеющей автомагической смазки, производят путем проварки в консистентной мази с примесью порошка графита (см. раздел «Смазка силовой передачи и ходовой части»).
Натяжение цепи регулируют при вывешенном заднем колесе. Нормальная средняя величина стрелы прогиба задней цепи равна 15 — 20 мм (фиг. 73). Так как уже при небольшом износе цепь весьма часто при разных положениях ее на шестернях натягивается неравномерно, то при попытках соблюдения указанной величины прогиба возникают затруднения. В этом случае руководствуются следующими соображениями: при недостаточном натяжении цепь раскачивается вверх и вниз, вправо и влево, соскакивает и рвется; от чрезмерного натяжения быстро изнашивается подшипник вторичного валика коробки передач, подшипник колеса и сама цепь, а также резко ухудшается накат мотоцикла. Регулируя неравномерно натягивающуюся цепь, прибегают к проверке натяжения ее на ощупь. При этом не допускают сильного провисания цепи и несколько ослабляют ее, когда натяжение становится чрезмерным.

Правильно отрегулированная новая цепь на первой сотне километров пробега вытягивается и провисает. В этот период усиленно следят за ее натяжением. При движении по пыльным дорогам в звенья смазанной цепи проникает пыль и цепь сильно от этого натягивается. Это явление следует учитывать и своевременно ослаблять натяжение цепи.
При установке цепи следует проверить, расположены ли пары цепных шестерен в одной плоскости. Первоначально об этом можно судить по следам износа на внутренней поверхности щечек цепи и по тому, с какой стороны шестерни изнашиваются сильнее. В соответствии с этим устанавливают заднее колесо (у мотоциклов М1А, К-125, К1Б) или тормозной барабан с шестерней при легкосъемных колесах (у мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49). Более точную проверку производят с помощью шнура (фиг. 74). Шнур прикладывают к шестерням и он должен плотно, без просвета прилегать к торцам обеих шестерен. Если соблюдение правильного положения шестерен связано с образованием небольшого перекоса заднего колеса в вилке, то целесообразно обеспечить в первую очередь нормальную работу цепи. Для корректировки расположения шестерен легкосъемных колес (например, колеса мотоцикла ИЖ-350) можно между тормозным диском и ушком вилки устанавливать дистанционные шайбы.

Замковое звено удобно вставлять, когда концы цепи расположены на середине окружности шестерни заднего колеса. Замок раскрывается и выскакивает из цепи на ходу вследствие соскакивания пружинной пластинки и последующего выпадания съемной щечки, ослабления запрессовки осей в несъемной щечке и поломки несъемной щечки.
Пружинную пластинку замка устанавливают разрезом в сторону, противоположную движению цепи (фиг. 75). При потере упругости пружинной пластинки и для увеличения надежности замка устанавливают хомутик из жести (фиг. (75)). Хомутик устанавливают следующим образом: прямоугольную пластинку жести шириной несколько меньшей, чем расстояние между осями замка, вставляют между его съемной боковой щечкой и пружинной пластинкой. Концы жестяной пластинки подгибают так, чтобы они обжимали пружинную пластинку.


предыдущая страница оглавление следующая страница