На главную


УЛУЧШЕНИЕ СПОСОБНОСТИ МОТОЦИКЛА ДВИГАТЬСЯ ПРЯМОЛИНЕЙНО

Когда мотоцикл правильно отрегулирован, легко управлять рулем. При этом мотоцикл не уклоняется вправо или влево от взятого направления и не теряет устойчивости при движении с большой скоростью.
Способность мотоцикла двигаться прямолинейно проверяют во время движения с неуправляемым рулем.
Мотоцикл без прицепной коляски должен двигаться прямолинейно. Если же водителю приходится смещаться на седле вправо или влево или наклонять корпус в сторону для того, чтобы удержать мотоцикл от произвольного отклонения от взятого направления, то это показывает, что способность мотоцикла двигаться прямолинейно нарушена.
Мотоцикл с коляской на ровном участке дороги должен, не уклоняясь в сторону, двигаться прямолинейно несколько десятков метров. Если при управлении мотоциклом требуется большое усилие, то это указывает на то, что способность мотоцикла двигаться прямолинейно нарушилась вследствие неправильного сцепления мотоцикла с коляской.
Способность мотоцикла двигаться прямолинейно ухудшается от следующих причин:
1) искривления рамы и передней вилки;
2) вращения переднего и заднего колес в разных плоскостях;
3) искривления обода колеса — осевого (восьмерка) или радиального (овал);
4) неправильного монтажа покрышки на ободе, при котором центрирующий выступ на покрышке не концентричен ободу;
5) наличия жесткой заплаты на покрышке или внутренней манжеты;
6) неправильного схождения колес и угла развала колес у мотоцикла с коляской.
Вне специальной ремонтной мастерской мотоциклист в состоянии выправить только те искривления рамы и передней вилки, которые могут быть выявлены на глаз и с помощью подручных инструментов и приспособлений: линейки, отвеса, шаблона из проволоки и т. п. Обычно точности правки рамы, которой удается достигнуть в этих условиях, вполне достаточно для восстановления удовлетворительной устойчивости мотоцикла.
При проверке правильности расположения колес выясняют, идут ли они по одному следу и параллельны ли колеса вертикальной плоскости мотоцикла. Проверку производят с помощью доски - шаблона (фиг. 69) и отвеса.

Если ободы при вращении все время касаются выступов шаблона и вертикальны по отвесу, то колеса установлены правильно. Можно проверять расположение колес на глаз, установив мотоцикл вдоль длинной доски. Расположение колес с перекосом очень наглядно видно во время движения мотоцикла по ровной асфальтированной дороге, если наблюдать за ним с другого мотоцикла, идущего сзади. Движение не по одному следу — обычно следствие искривления передней вилки и оси колеса. Расположение заднего колеса под углом к продольной оси мотоцикла получается от установки его с перекосом в задней вилке при регулировке задней цепи.
Осевое (восьмерка) и радиальное (овал) искривления обода — общеизвестные повреждения, так как они особенно часто возникают у велосипедных колес. Искривление обода может произойти вследствие ослабления и обрыва спиц. Основное правило предупреждения искривления обода заключается в том, что оборванную спицу следует немедленно заменить новой, а натяжение спиц периодически проверять и возобновлять. Движение на мотоцикле даже без одной недостающей спицы, а также с неравномерно натянутыми спицами, вызывает прогрессирующий обрыв спиц и искривление обода.
Для выявления места наибольшего искривления к ободу свободно вращающегося колеса подносят кусок мела сбоку и сверху (фиг. 70). В соответствии с оставленным на ободе следом мела регулируют длину и натяжение спиц.

Сильное искривление обода нельзя устранить путем изменения длины спиц, натягиванием и ослаблением их. Небольшое искривление обода можно выправить ударами широкого и тяжелого деревянного бруса, предварительно ослабив натяжение соответствующих спиц.
При правильном соединении мотоцикла с прицепной коляской ее колесо и заднее колесо мотоцикла должны быть не параллельны, а иметь схождение, т. е. находиться под углом, вершина которого находится впереди мотоцикла. Кроме этого, мотоцикл должен быть несколько отклонен от коляски.
Рекомендуемая величина схождения колес для мотоцикла М-72 — 10 мм в месте, указанном на фиг. 71. При регулировке схождения колес руководствуются следующими соображениями.

Если колесо коляски направлено под углом от продольной оси мотоцикла, то оно при движении потянет мотоцикл в сторону коляски. При отсутствии или чрезмерном увеличении схождения колес ускоряется износ протектора покрышки колеса коляски. Для регулировки схождения у рамы коляски имеются различные приспособления, располагаемые у переднего и заднего нижних креплений. С их помощью можно приблизить или отдалил раму коляски от мотоцикла. У рамы коляски мотоцикла М-72 регулировочными приспособлениями являются коленчатый рычаг и хомут, расположенные у заднего крепления.
У мотоцикла с коляской отклонение колес мотоцикла от вертикали называется углом развала. Например, для мотоцикла М-72 угол развала составляет 2° (фиг. 71).
От увеличения угла развала колес мотоцикл во время движения стремится повернуть в сторону, противоположную коляске, при уменьшении угла развала — в сторону коляски. Неправильная величина угла развала колес вызывает очень большое утомление водителя. При чрезмерном наклоне мотоцикла в ту или иную сторону относительно коляски обрываются спицы заднего колеса, вследствие одностороннего смятия шины разрушается корд покрышки. Угол развала регулируют путем удлинения или укорачивания наклонных поперечных тяг, соединяющих раму коляски с мотоциклом. Правильность установки коляски проверяют при движении мотоцикла по его способности двигаться прямолинейно.
При эксплуатации мотоцикла с коляской следует обращать особое внимание на передний поперечный болт с шаровой головкой и на ось коляски. Указанный болт должен быть особо надежно закреплен, а цангу, охватывающую его шаровую головку, необходимо предохранить от произвольного отвертывания, так как в противном случае наблюдаются поломка шарового конца и отсоединение на ходу передней части рамы коляски от мотоцикла, что нарушает управляемость последнего и приводит к аварии.
Ось колеса коляски мотоциклов М-72 первых выпусков с односторонним закреплением (консольного типа) имеет конструктивный недостаток, вследствие чего она изгибается и ломается, вызывая полную потерю управляемости мотоцикла. Ввиду этого коляски с такими осями нельзя перегружать. Погнутые оси не выпрямляют, а заменяют новыми.


предыдущая страница оглавление следующая страница