На главную


УХОД ЗА ПЕРЕДНЕЙ ВИЛКОЙ

Передние вилки применяют преимущественно двух типов: телескопические и с параллелограмной подвеской. Вследствие особой простоты обслуживания и некоторых других преимуществ телескопические вилки вытесняют все другие типы вилок.
Телескопические вилки имеют между собой много сходства, они отличаются, в основном, расположением пружин снаружи или внутри перьев и некоторым, в связи с этим, различием в деталях.
Телескопическая вилка мотоцикла М-72 (фиг. 64) состоит из двух перьев, жестко скрепленных вверху нижним мостиком рулевого стержня и верхним мостиком. В рулевом колодце головной части рамы рулевой стержень установлен обычным способом: на двух упорных шариковых подшипниках.

Телескопическое устройство каждого пера состоит из основной неподвижной стальной трубы 12, скользящего по ней на двух подшипниках 3 и 6 трубчатого наконечника 1, пружины 11, сальника 15, кожухов 7 и гидравлических амортизаторов, расположенных внутри перьев.
Неподвижная труба закреплена в хомуте 8 нижнего мостика болтом с гайкой, а в верхнем мостике болтом 20 (большего диаметра), который крепит конусный конец трубы в конусном отверстии верхнего мостика 19.
Подшипник 3, расположенный на уступе нижнего конца неподвижной трубы, представляет собой втулку из алюминия (сплав для поршней) или из стали, покрытую слоем баббита. Втулка удерживается от сдвига вниз пружинным кольцом. Верхним подшипником — направляющей 6 — служит втулка из волокнита (разновидность текстолита) или металлокерамическая (прессованные порошки металлов и графита), вставленная в подвижной наконечник 1 пера.
Пружина помещена сверху неподвижной трубы между скользящим наконечником и мостиком рулевого стержня. С пером пружина скреплена посредством специальных наконечников, имеющих червячную нарезку с шагом, равным шагу витков пружины. На нижний наконечник 13 пружина навернута, в верхний наконечник 10 пружина ввернута. Первый крепят к подвижной части пера круглой гайкой, второй — двумя болтами к мостику рулевого стержня. Между нижним наконечником пружины и фланцем волокнитовой втулки установлены сальник 15 и бумажная прокладка. Верхним наконечником пружины является дно верхнего кожуха. Нижнюю подвижную часть кожуха крепят на круглой гайке выдавками.
Когда колесо наезжает на выступ дороги, нижний наконечник пера перемещается по основной трубе вверх, сжимая пружину.
Гидравлический амортизатор двустороннего действия, внутри подвижного наконечника пера, оказывает некоторое сопротивление при сжатии пружины и сильно притормаживает выпрямление пружины, вследствие чего колебания вилки гасятся.
Состоит гидравлический амортизатор из цилиндра 2, длинного стержня 16, с поршневым клапаном 17 на конце и направляющих 14 и 4. В нижнем конце цилиндра вварена шпилька и просверлены два отверстия 18. Шпильку вставляют в дно наконечников пера и гайкой, навернутой снаружи, скрепляют с ним цилиндр. Между цилиндром и дном для герметичности установлена алюминиевая шайба. Отверстия 18 сообщают цилиндр с внутренней полостью наконечника пера, служащей резервуаром для масла.
Длинный стержень верхним концом ввернут в болт основной трубы и законтрен гайкой 9, нижним концом стержень входит в цилиндр и поддерживается двумя направляющими. Одной из них служит втулка 14, закрепленная в отверстии цилиндра пружинным замком, второй — четырехгранная с закругленными углами шайба 4, насаженная на заточку стержня и закрепленная на нем гайкой 21. На верхний торец четырехгранной направляющей опирается свободно надетый на стержень поршневой клапан 17, представляющий тонкостенный стаканчик с отверстием в дне, обращенный юбкой вверх. Перемещение поршня по стержню вверх ограничивается штифтом 5, запрессованным в стержень. Когда дно поршенька покоится на направляющей, — клапан закрыт, когда поршенек отходит к штифту, — клапан открыт.
Перо заполняют маслом (см. раздел «Смазка силовой передачи и ходовой части»). Для налива масла отвертывают болт вверху пера. Сливают масло через отверстие внизу пера, закрытое винтом с полукруглой головкой.
Для крепления оси к наконечнику левого пера приварен стяжной хомут, к наконечнику правого пера — ушко с левой резьбой.
Во время толчка, когда подвижной наконечник пера, перемещаясь вверх, сжимает пружину, масло, находящееся в нижней части цилиндра, поднимает поршенек и выталкивается через кольцевой зазор между поршеньком и стержнем в верхнюю часть цилиндра. Частично масло уходит из цилиндра через его нижние отверстия. При выпрямлении пружины, т. е. движении наконечника вниз, масло, заключенное в верхней части цилиндра, надавливает на поршенек, свободный путь для масла закрывается, и масло может выйти из цилиндра только продавливаясь через кольцевые зазоры между направляющей втулкой и стержнем и между поршеньком и цилиндром.
Вилка мотоцикла ИЖ-49, подобная описанной выше, отличается от нее, в основном, тем, что пружины вилки находятся внутри перьев. Устройство вилки показано на фиг. 65.

Пружина опирается нижним концом на заплечики втулки, установленной на верхней части цилиндра амортизатора. Давление верхнего конца пружины через шайбу воспринимает боЛТ большого диаметра, ввернутый в неподвижную основную трубу пера. Поршенек гидравлического амортизатора, такой же, как и у описанной выше вилки мотоцикла М-72, оказывает слабое сопротивление прохождению масла при подъеме наконечника вверх и закрывает путь маслу при движении наконечника вниз. Масло при этом продавливается через кольцевые зазоры между направляющей втулкой и длинным стержнем и между поршеньком и цилиндром, задерживая быстрое выпрямление пружины.
Телескопические вилки с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, помещаемые внутри перьев, во время эксплуатации никакой регулировке не подлежат и работают безотказно вплоть до появления больших износов в телескопическом устройстве и гидравлическом амортизаторе. В перья вилки периодически вливают свежее масло, которое одновременно служит и смазкой и жидкостью для гидравлических амортизаторов.
В отличие от фрикционных амортизаторов, которые в равной мере притормаживают движение вилки вверх и вниз, гидравлические амортизаторы двустороннего действия, подобные применяемым на мотоцикле М-72, как было сказано выше, при движении вилки вниз действуют сильнее, чем при движении ее вверх. Кроме того, сопротивление гидравлических амортизаторов автоматически возрастает при увеличении силы толчков, что позволяет использовать пружины относительно небольшой упругости.
Прекращение работы гидравлических амортизаторов вызывает ухудшение устойчивости мотоциклов на плохих дорогах, особенно во время движения с большой скоростью. В вилке при этом возникают стуки, руки водителя ощущают жесткие удары. Действие амортизатора можно проверить, перемещая рукой длинный стержень. У исправного амортизатора быстрое перемещение длинного стержня требует большого усилия.
Признаком большого износа телескопической вилки, устраняемого путем замены деталей при полной ее разборке, служит перемещение нижних наконечников назад при торможении передним тормозом и раскачивание каждого наконечника в отдельности при проверке вилки без колеса.
Существенным, но легко устранимым недостатком телескопических вилок является отсутствие надежной защиты от пыли трущихся участков основных труб и верхних направляющих втулок подвижных наконечников, подверженных вследствие этого сильному износу. Применяемые металлические кожухи, по сути дела, имеют лишь декоративное значение, так как в этом узле происходит то же, что и в масляном воздухоочистителе карбюратора. Во время выпрямления пружин в кольцевые зазоры между кожухами поступает воздух с пылью, при сжатии пружин воздух выходит, а пыль остается, прилипая к покрытым маслом трубам и пружинам (мотоцикл М-72). Полную защиту трущихся деталей вилки от пыли достигают установкой на перья кожухов в виде труб из гофрированной резины.
Шарнирную подвеску параллелограмиой вилки необходимо периодически смазывать и регулировать. Примерно через каждые 1000 км пробега мотоцикла с помощью солидолонагнетателя во все масленки вводят солидол. Одновременно подтягивают четыре гайки на поперечных болтах, шарнирно соединяющих вилку с рулевым стержнем и его головкой, и проверяют, нет ли зазора в подшипниках рулевой колонки. Выполняют эти операции, предварительно поставив мотоцикл на подставку и вывесив переднюю вилку с колесом.
Полностью устранить зазоры в шарнирах и боковое перемещение вилки, завертывая гайки на поперечных болтах, можно только у вилок некоторых типов. В местах прилегания щек серег шарнирной подвески передней вилки к крестовине рулевого стержня и к его головке имеются шайбы с рифленой накаткой по окружности. Для контроля подвижности шарниров при регулировке шайбы поворачивают рукой. Как только шайбы начинают поворачиваться туго, завертывание болтов прекращают. Рекомендуется прежде завернуть болты туго, а затем отвернуть их примерно на 1/4 оборота. Шаг резьбы поперечных болтов обычно равен 1 — 1,25 мм, поэтому, если их отвернуть на 1/4 оборота, это создаст у каждой серьги зазор, примерно равный 0,2 мм, обеспечивающий свободную, но без бокового раскачивания, работу шарниров подвески. У мотоциклов М1А, К-125 и ИЖ-350 боковое перемещение вилки при износе торцевых поверхностей шарниров подвески только путем завертывания гаек на поперечных болтах отрегулировать нельзя. Поэтому для устранения бокового перемещения применяют следующий способ. Шарнир у верхней части рулевого стержня регулируют гайкой, расположенной под деталями фрикционного амортизатора, навернутой «а пустотелую ось. У остальных трех шарниров укорачивают (спиливают) на требуемую величину распорные втулки, к которым прижаты щеки серег. При регулировке вилки запрещается сжимать болтами серьги до потери подвижности подвески, что некоторыми водителями допускается в расчете на то, что при движении шарнирные соединения временно будут действовать как фрикционные амортизаторы, а затем от толчков вновь приобретут подвижность. От чрезмерного стягивания подвески поперечные болты могут сломаться.
Фрикционные амортизаторы, обычно устанавливаемые на параллелограмных вилках, увеличивают сопротивление подвески вилки толчкам и гасят ее колебания. Эти амортизаторы также нужно часто регулировать. Головку амортизатора при движении с большой скоростью по неровной дороге для предотвращения ударов вилки об упоры или ударов переднего щитка о крестовину рулевого стержня заворачивают туже. Когда упругость пружины достаточна, ударов вилки не наблюдается, усиленное завертывание амортизаторов вызовет лишь ненужное увеличение жесткости передней вилки. При ослаблении упругости или при поломке пружины для ограничения вертикальных колебаний вилки и защиты ее от повреждений на параллелограмм подвески передней вилки рекомендуется надевать (по короткой диагонали) петлю из крепкого кожаного ремня (фиг. 66).

Работу стержня вилки в подшипниках рулевой колонки рамы проверяют при вывешенной вилке. В подшипниках полностью устраняют вертикальное и боковое перемещения. Подшипники регулируют с помощью головной гайки на конце рулевого стержня. Регулятор вращения передней вилки, предназначенный для притормаживания произвольного поворота руля, перестает действовать при попадании на его трущиеся поверхности масла и при износе фрикционных шайб заподлицо с заклепками. Эти неисправности устраняют промывкой фрикционных шайб высококачественным бензином, заменой фрикционного материала или установкой нового регулятора.


предыдущая страница оглавление следующая страница