На главную


НЕИСПРАВНОСТИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

УХОД ЗА ТОРМОЗАМИ

Безотказное действие тормозов — одно из основных условий безопасности при эксплуатации мотоцикла. Обслуживание тормозной системы следует вести так, чтобы путем профилактических мероприятий была исключена любая возможность отказа тормозов во время движения.
Правильно наладить тормоза, это значит добиться того, чтобы: 1) при нажатии педали или рычага на руле колодки плавно затормаживали колесо и без применения большого усилия могли остановить его «намертво»; 2) когда педаль или рычаг отпущены, колодки быстро и полностью отходили от барабана и не препятствовали вращению колеса. Эти два условия нормальной работы тормозов обеспечиваются исправностью тормозного устройства и его правильной регулировкой.
Способность тормоза замедлять вращение колеса и останавливать его «намертво» определяют не путем попыток поворачивания колеса рукой, а во время движения. Легкость вращения колеса при ненажатом рычаге или педали проверяют у мотоцикла, стоящего на подставке, со свободно вращающимися колесами.
Если фрикционная обшивка изношена или прилегает к барабану не всей площадью, а также если на нее попадают масло и вода, то для остановки мотоцикла требуется приложение большого усилия к тормозному рычагу.
Когда фрикционная обшивка изнашивается заподлицо с заклепками (фиг. 60), следует приклепать новую обшивку.

Попытки утопить заклепки в обшивке с помощью бородка и молотка малоэффективны и приводят к образованию трещин и разрушению обшивки. Выступающие заклепки, несмотря на то, что они сделаны из мягких сплавов меди или алюминия, наносят повреждения рабочей поверхности тормозного барабана. Первоначально заклепки снимают с полированной поверхности барабана небольшую стружку, которая покрывает фрикционную обшивку и затем интенсивно царапает рабочую поверхность барабана. В свою очередь, если поверхность барабана шероховатая, то вновь установленная обшивка колодок быстро изнашивается. Протачивание барабана у большинства типов мотоциклов сложно, так как для этого требуется очень большой токарный станок или надо разбирать спицы и извлекать ступицы.
Замаслившиеся колодки промывают несколько раз бензином до полного обезжиривания и затем сушат. Точно так же поступают с тормозным барабаном. Категорически запрещается «прожигать» колодки на огне: при слабом нагревании масло не испарится; после интенсивного нагревания масло выгорит полностью, колодки будут хорошо тормозить, но фрикционные накладки очень быстро разрушатся.
После промывки колодок и барабана следует устранить причину попадания на них масла.
Масло к колодкам может проникнуть из ступицы колеса и из картера задней передачи через поврежденные сальники. При исправных сальниках в жаркую погоду и от нагрева ступицы при длительном торможении также наблюдается замасливание колодок. Полное отсутствие попадания смазки в полость тормозов возможно только у мотоциклов, имеющих на тормозных дисках маслоуловители с достаточно большим сечением дренажных отверстий. Можно указать на мотоцикл М-72, колеса которого имеют маслоуловители в тормозах. Чтобы тормоза не замасливались, необходимо часто прочищать проволокой дренажные отверстия. Только при соблюдении этого условия масло, проникающее в полость тормоза и улавливаемое маслоуловителем, интенсивно отводится наружу. Если дренажные отверстия своевременно не прочищают, то это служит причиной замасливания колодок.
При попадании воды, например, во время переезда какого-либо водного препятствия вброд, тормоз временно перестает работать. В этом случае движение продолжают очень осторожно. Тормоз скоро высохнет без постороннего вмешательства.
Если условия езды связаны с особыми трудностями (гористая местность, интенсивное движение транспорта и пешеходов), то можно ускорить высыхание тормоза, периодически нагревая его нажатием тормозной педали. Это делают во время движения или поставив мотоцикл на подставку и вращая колесо двигателем.
Прилегание не всей площади обшивки колодок к барабану наблюдается в первое время после установки новой обшивки и при неравномерном износе барабана, пока обшивка к нему не приработается. Чтобы ускорить приработку, натертые на обшивке места спиливают напильником. Это улучшит работу тормоза, так как на несппленных участках обшивки при торможений развиваются очень большие усилия, от которых обшивка полируется.
Затрудненное вращение колеса, когда педаль или ручной рычаг не нажаты, возникает от поломки или потери пружинной упругости, от трения торца колодок о дно тормозного барабана и трения диска тормоза о внешний край барабана, а также от неправильной регулировки привода тормоза. Поломанную или потерявшую упругость пружину заменяют новой. Трение колодок о дно барабана или задевание барабана о тормозной диск устраняют установкой между барабаном и ступицей колеса дистанционных шайб или спиливанием торцевых плоскостей (фиг. 61).

Тормоза регулируют при свободно вращающихся колесах у мотоцикла, поставленного на подставку с последующей проверкой их действия во время движения. Ручной тормоз у всех мотоциклов регулируют штуцером-упором оболочки троса (фиг. 62). Первоначально штуцер завертывают, чтобы исключить возможность соприкосновения колодок с тормозным барабаном и проверяют легкость вращения колеса. Затем штуцер вывертывают до образования у рычага на руле свободного хода, составляющего, примерно, 1/4 общего хода рычага. Легкость вращения колеса при этом не должна ухудшаться. При нажатии ручки должна обеспечиваться возможность остановить колесо «намертво».

Если при регулировке переднего тормоза использован весь запас троса, то, не ожидая прекращения работы тормоза, трос укорачивают, перепаивая наконечник. Тормоз заднего колеса регулируют барашковой гайкой тяги (фиг. 63). Свободный ход ножной педали также должен составлять, примерно, 1/4 ее полного хода. Порядок регулировки такой же. как и при регулировке переднего тормоза.

Во время проверки тормозов мотоцикла, стоящего на подставке, колеса легко затормаживаются и не повертываются, несмотря на энергичные попытки повернуть их рукой, в то время, как при движении тормозной барабан может довольно легко проскальзывать по колодкам. Поэтому необходимо испытывать действие тормозов во время движения. Если тормоза держат плохо, то дополнительно подтягивают привод и вторично вывешивают мотоцикл, чтобы убедиться в том, что легкость вращения не нарушена. Регулировку тормозов не прекращают, пока колодки трутся о барабан (не следует рассчитывать на то, что они «приработаются»). Использование «приработки» недопустимо, так как это не только чрезвычайно утяжеляет работу двигателя, но обычно вызывает нагревание тормоза и ступицы, разжижение смазки, вытекание ее из подшипников и замасливание колодок.


предыдущая страница оглавление следующая страница