На главную


НЕИСПРАВНОСТИ ПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА

При помощи пусковой педали коленчатый вал двигателя не прокручивается. Эта неисправность появляется при нарушении зацепления в храповом устройстве и сравнительно часто бывает у мотоциклов М-72, БМВ-Р-35 и других, имеющих в пусковом механизме собачку и храповую шестерню с внутренним зацеплением зубьев (фиг. 58). Для ремонта механизма требуется разборка коробки передач.

У мотоциклов, имеющих пусковой механизм с зубчатым сектором и торцевыми храповиками, отсутствие зацепления при пуске двигателя наблюдается крайне редко. При неправильной работе механизм может быть проверен, так как находится под левой крышкой картера и хорошо доступен для осмотра.
Ремонт храповиков с собачкой несложен, но очень велик объем работ, связанный с разборкой коробки передач. Правильные приемы использования пускового механизма уменьшают возможность повреждения собачки и относящихся к ней деталей. Пусковой механизм с собачкой и внутренним зацеплением храповых зубьев работает следующим образом.
При нажиме на пусковую педаль (фиг. 58, а) собачка 1, установленная на оси 2, под действием подпружиненного толкателя 3 входит своей рабочей кромкой в зацепление с внутренними храповыми зубьями храповой шестерни 4. Храповая шестерня поворачивается и через механизм коробки, с которым она находится в постоянном зацеплении, прокручивает коленчатый вал двигателя. Когда двигатель начинает работать, храповые зубья отталкивают прижатый к ним подпружиненным толкателем рабочий конец собачки, и она, отскакивая от зубьев, издает треск. Чтобы рабочая кромка собачки не изнашивалась, в механизме имеется выключатель 5, автоматически отжимающий собачку от зубьев, когда пусковая педаль приходит в верхнее исходное положение (фиг. 58, б). Педаль возвращается в исходное положение пружиной и останавливается пружинным упором 6.
При нажатии на педаль коленчатый вал не прокручивается, если диски сцепления пробуксовывают и если собачка не входит в зацепление с внутренними зубьями храповой шестерни. Это происходит при поломке рабочей кромки собачки и ее оси и при заедании толкателя в глубине отверстия вследствие поломки пружины.
Механизм выходит из строя в короткий срок, если собачка в момент возвращения педали в верхнее положение не будет своевременно выведена выключателем из зацепления с зубьями храповой шестерни. В этом случае при обратных вспышках пусковой механизм испытывает жесткий удар, к результате которого обычно отламывается рабочая кромка собачки и ломается ее ось, а также храповая шестерня. Выключатель не отжимает собачку от зубьев шестерен при износе его рабочей части и участка рабочей кромки собачки (фиг. 59), упирающегося в момент выключения в выключатель. Поломка рабочей кромки собачки происходит также при резком ударе ногой по пусковой пеляли. Во избежание этого необходимо придерживаться следующего правила пользования пусковым механизмом: сначала слегка надавливают на педаль, чтобы надежно сцепить собачку с зубьями шестерни, и только после того как водитель почувствует упругое сопротивление нажиму, вызываемое сжатием рабочей смеси в цилиндре, можно резко и с большой силой толкать педаль вниз.

Пусковая педаль встречает жесткое сопротивление или имеет свободный ход, или работает с пропусками, или не возвращается в исходное положение. Нарушение правильной работы педали пускового механизма указывает на различные неисправности самого пускового механизма. Жесткое сопротивление, встречаемое педалью при нажиме на нее, характерно для пусковых механизмов с зубчатым сектором и торцевыми храповиками (у мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49). Жесткое сопротивление возникает от того, что первый верхний зуб сектора, сближаясь с шестерней храповика, входит не между зубьями, а упирается в вершину какого-нибудь зуба. Если осторожно нажать на педаль во второй раз, пусковой механизм начинает работать нормально. Но если со временем при каждом пуске приходится более длительно повторно нажимать на педаль, чтобы устранить жесткое сопротивление механизма, то это уже указывает на повреждение первого зуба сектора. Сектор следует осмотреть и поврежденный первый зуб сточить на наждачном камне, а второму зубу придать форму, удобную для входа в зацепление с шестерней.
Увеличение свободного хода пусковой педали у мотоциклов М-72 и БМВ-Р-35 — результат неправильной сборки: при сборке собачка слишком далеко заходит под выключатель; у мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 — результат повреждения одного или нескольких верхних зубьев сектора.
Работа педали с пропусками наблюдается у пусковых механизмов с собачкой вследствие закругления и поломки рабочей кромки собачки и внутренних зубьев шестерни, а также при поломке и заедании подпружиненного толкателя.
Педаль не возвращается автоматически в исходное положение из-за обрыва пружины. У мотоцикла М-72 пружина находится внутри коробки, у мотоцикла БМВ-Р-35 — снаружи коробки, у мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 — под левой крышкой картера. Замена пружины у мотоцикла АВО-425 возможна без разборки коробки, при снятии левой крышки коробки. До установки новой пружины или до ее ремонта следует сделать петлю из ремня и закреплять ею педаль в верхнем положении. Езда с опущенной педалью недопустима, так как приводит к быстрому износу торцевых храповиков, собачки, подпружиненного толкателя и внутренних зубьев храповой шестерни.


предыдущая страница оглавление следующая страница