На главную


НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ

Исправная работа механизма сцепления чрезвычайно важна для безопасности езды и сохранности мотоцикла. Поэтому работу сцепления проверяют перед каждой поездкой.
Неисправности сцепления бывают двух видов: буксование дисков и неполное выключение дисков.

БУКСОВАНИЕ ДИСКОВ СЦЕПЛЕНИЯ

При буксовании дисков после включения передачи мотоцикл не набирает скорость, несмотря на увеличение числа оборотов коленчатого вала двигателя. Буксование дисков сцепления является следствием ряда причин, изложенных, ниже.
Нет свободного хода в механизме выключения. При отсутствии свободного хода у рычага на руле диски недостаточно сильно прижимаются один к другому. Свободный ход рычага регулируют (фиг. 54) штуцером на нижнем конце троса (у мотоцикла М-72) или оболочки (у мотоциклов БМВ-Р-35), а также винтом с прорезью под отвертку, расположенным на крышке правой половины картера (у мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49). У мотоцикла К1Б сцепление регулируют штуцером у нижнего конца оболочки и винтом с прорезью под отвертку, расположенным под крышкой сцепления. Величина свободного перемещения правильно отрегулированного рычага немного меньше четверти общего хода рычага.

Заедание троса в оболочке, выжимного стержня и других деталей механизма выключения. Для проверки движения троса в оболочке, выжимного стержня и других деталей механизма выключения сцепления нажимают и затем быстро отпускают рычаг. Он должен пружинить при нажатии и резко отскочить в исходное положение при освобождении.
Попадание масла или воды на диски сухого сцепления. Попадание масла на диски вызывает буксование только сухого сцепления и совершенно безвредно для дисков, работающих погруженными в масло. В сухое сцепление мотоциклов М-72, БМВ-Р-35 и других мотоциклов подобного же устройства масло попадает из двигателя и значительно реже из коробки передач.
В полость сцепления из двигателя масло проникает из-под маховика через неисправный сальник на задней коренной шейке. Из коробки передач масло может просочиться к маховику через подшипник первичного вала, его сальник и через отверстие для выжимного стержня (мотоциклы М-72, АВО-425). Диски мотоцикла БМВ-Р-35 замасливаются при неумеренной смазке шприцем выжимного подшипника.
При появлении первых признаков буксования дисков от замасливания не следует немедленно приступать к разборке мотоцикла. Из практики эксплуатации ряда мотоциклов со сцеплением типа М-72 установлено, что умеренно замаслившиеся диски в скором времени от быстрого вращения при работе очищаются от масла, и сцепление опять начинает нормально работать. В этот период следует особенно плавно набирать скорость, и как только сцепление начинает буксовать, мгновенно уменьшить открытие дросселя. Если же со временем буксование не уменьшается, а увеличивается, то сцепление разбирают, и диски несколько раз промывают высококачественным бензином. После промывки диски работают достаточно удовлетворительно, но, конечно, уступают в надежности работы дискам, не подвергавшимся замасливанию. «Прожигать» замасленные диски из асбестового материала недопустимо, так как после этого они могут разрушиться от работы в течение одного дня. Прежде чем установить чистые диски на место, выясняют и устраняют причину попадания масла к дискам, в противном случае они будут периодически выходить из строя.
Если пересекать брод на мотоцикле М-72 или БМВ-Р-35 с неработающим двигателем, то вода может проникнуть в сцепление. В этом случае надо ждать, чтобы диски высохли.
Недостаточное давление пружин. Недостаточное давление пружин в сцеплении возникает вследствие износа дисков. В сухом сцеплении пружины могут потерять упругость от нагрева при длительном буксовании дисков. В сцеплении мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49 давление пружин регулируют с помощью шести гаек с прорезями. Завертыванием гаек можно усилить давление пружин до требуемой величины. В сцеплениях мотоциклов М1А, К-125, К1Б, М-72, АВО-425 и БМВ-Р-35 регулировка давления пружин не предусмотрена и регулировочные приспособления отсутствуют. Однако у мотоциклов М-72, БМВ-Р-35 и других подобного же устройства завернутые до отказа болты, стягивающие сцепление, при плохой сборке механизма могут во время эксплуатации мотоцикла отвернуться, давление пружин уменьшится и диски начнут буксовать. Проверку болтов (мотоцикла БМВ-Р-35) производят без разборки мотоцикла, через закрытый резиновой пробкой люк в картере маховика, расположенный вблизи отверстия для заправки двигателя маслом. Для завертывания болтов сцепления у других перечисленных выше мотоциклов требуется снять коробку передач. При недостаточном давлении пружин у мотоциклов типа М-72 и БМВ-Р-35 под пружины можно временно устанавливать алюминиевые шайбы толщиной 1 — 2 мм. Путем установки новых фрикционных дисков нормальной толщины восстанавливают необходимое давление пружин, если последние не имеют явных следов отжига от нагрева при буксовании сцепления.
Износ фрикционного материала дисков. Изношенные фрикционные диски заменяют или восстанавливают путем установки на них новой фрикционной обшивки.
Указания о проверке работы сцепления. При регулировке сцепления мотоциклов М-72, БМВ-Р-35, АВО-425 и К1Б резко нажимают на пусковую педаль. Буксования при этом быть не должно. У мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350 ч ИЖ-49 с помощью пусковой педали прокручивают коленчатый вал двигателя не через муфту сцепления, а минуя ее, действуя непосредственно на ведущий барабан сцепления, поэтому коленчатый вал двигателя будет нормально прокручиваться и при выключенном сцеплении. Чтобы проверить работу сцепления, требуется поставить мотоцикл на подставку, включить передачу и, прилагая большое усилие, прокручивать руками заднее колесо. При этом буксования сцепления не должно быть.

НЕПОЛНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДИСКОВ СЦЕПЛЕНИЯ

Если диски сцепления не разобщаются, то при перемене передачи в коробке раздается сильный треск и включение осуществляется с трудом или совсем не происходит, а на остановках мотоцикл продолжает двигаться, несмотря на то, что рычаг выжима сцепления нажат до отказа, и двигатель останавливается от торможения.
Сцепление перестает выключаться от неисправности механизма выключения и от повреждения в муфте сцепления.
Неисправность механизма выключения. Большой свободный ход рычага на руле — наиболее часто встречающаяся неисправность механизма выключения, общая для мотоциклов всех типов. Если трос не оборван, то свободный ход уменьшают (см. фиг. 54) путем вывертывания штуцеров у нижнего конца троса (мотоцикл М-72) или оболочки (мотоцикл БМВ-Р-35). У мотоциклов К1Б, К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 для этого завертывают регулировочный винт на правой крышке картера. У мотоцикла К1Б вывертывают штуцер у нижнего конца оболочки или завертывают винт в центре сцепления. Небольшой свободный ход следует оставить.
После уменьшения свободного хода при отсутствии защемления троса в оболочке отказ в действии механизма выключения объясняется у мотоциклов отдельных типов различными причинами. Для выявления их проверяют по элементам весь механизм выключения.
У мотоциклов М-72 проверяют, не упирается ли рычажок, передающий усилие от троса к ползуну, в картер коробки передач. Если рычажок перемещается свободно, то проверяют движение ползуна, состояние выжимного подшипника и стержня. Если взаимодействие этих деталей не нарушено, то значит неисправна муфта сцепления.
У мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49 и К1Б каких-либо часто встречающихся заеданий деталей или других неисправностей механизма выключения при эксплуатации отмечено не было.
Все элементы механизма выключения, кроме троса и рычага на руле у мотоцикла БМВ-Р-35, находятся между коробкой передач и двигателем и для всесторонней проверки без разборки мотоцикла недоступны.
Повреждения в муфте сцепления. Можно указать на следующие неисправности муфты сцепления, вызывающие неразобщение дисков.
При разрушении фрикционной обшивки дисков (у мотоциклов М-72 и БМВ-Р-35, а также у других мотоциклов со сцеплением автомобильного типа) куски ее спрессовываются между дисками в несколько слоев и заклинивают муфту.
Ведомый барабан сцепления мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49 крепят на первичном валу коробки передач гайкой с левой резьбой. Если гайка отворачивается самопроизвольно, то муфта сцепления сдвигается с вала, удаляясь от выжимного стержня, и сцепление перестает выключаться. Гайку следует немедленно надежно закрепить, так как ее ослабление способствует срезанию шлицев в барабане.
У мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49 при чрезмерно сильном или неравномерном завертывании регулировочных гаек пружин ухудшается разъединение дисков.
Все мотоциклы со сцеплением, работающим в масле (к таким мотоциклам относятся М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49 и К1Б), отличаются существенным недостатком: в холодную погоду, вследствие загустевания масла, диски не расцепляются, пока мотоцикл не прогреется. То же явление наблюдается у бездействовавших в течение долгого времени мотоциклов.

УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ СЦЕПЛЕНИЯ

Сцепление служит для плавного включения двигателя в силовую передачу и для разобщения его от коробки при трогании с места и перемене передач. Соответственно этому назначению трущиеся детали сцепления не рассчитаны на длительную работу при выключенном положении дисков. От езды с выключенным сцеплением в нем быстро изнашиваются от трения упорный подшипник, фрикционный материал дисков и подшипник ведущего барабана.
Срок службы сцепления увеличивается, если придерживаться следующих основных правил пользования.
Сцепление нельзя включать резко или очень медленно. При резком включении внутренние и наружные шлицы барабанов и фрикционный материал дисков быстро изнашиваются. В результате небольшого износа шлицевые сопряжения начинают работать со стуком, вызывающим прогрессивное увеличение износа. Очень медленное включение связано с увеличением времени пробуксовки дисков, а движение с пробуксовкой сцепления вызывает износ еще больший, чем езда с полностью разобщенными дисками.
Во время езды водители нередко большую часть времени держат пальцы на рычаге сцепления. Это допустимо, когда мотоцикл ведут по бездорожью или по улицам большого города. В остальных случаях подобный метод вождения мотоцикла вреден, так как даже слабое нажатие на рычаг, не вызывающее еще пробуксовки дисков, заставляет работать выжимной подшипник. Водителю следует выработать навык: держа руку на рычаге, даже слегка не нажимать на него.
Нельзя использовать сцепление взамен коробки передач на остановках, при длительном движении в накат и когда число оборотов коленчатого вала двигателя падает от перегрузки. При тяжелой нагрузке следует перейти на низшую передачу, но не облегчать работу двигателю пробуксовкой дисков. Особенно большое значение это имеет при преодолении крутых подъемов. Если мощности двигателя недостаточно для преодоления подъема на данной передаче, необходимо как можно скорее перейти на низшую передачу, так как попытка заставить мотоцикл двигаться, облегчая работу двигателя путем пробуксовки дисков, приводит лишь к их перегреву и к уменьшению скорости движения.
Если повреждение сцепления произошло в пути и устранить его не удается, то следует иметь в виду, что пробуксовывание дисков возрастает от увеличения открытия дросселя. Уменьшение ускорения мотоцикла при этом не всегда достаточно отчетливо, поэтому мотоциклисту необходимо выработать навык улавливать соответствие между числом оборотов коленчатого вала двигателя и скоростью движения мотоцикла на разных ступенях передачи. Резкое открытие дросселя при пробуксовывании дисков вызывает интенсивное нарастание буксования. Путем плавного открытия дросселя при наборе скорости удается значительно отдалить наступление момента буксования дисков.


предыдущая страница оглавление следующая страница