На главную


ПРИЕМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОЖНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Гаечные ключи прочны и удобны, особенно многогранные, накидные и торцевые ключи, которые применяют при работе с туго затягиваемыми гайками. При пользовании раздвижными ключами их губки устанавливают плотно по гайке (фиг. 5).

Ключ накладывают так, чтобы его плоскость совпадала с плоскостью вращения гайки (фиг. 6). Если гайку отвернуть обычным путем не удается (чаще всего это происходит вследствие неудобного расположения гайки), то следует удлинить рукоятку ключа (фиг. 7, а, б).


При работе отверткой для увеличения усилия пользуются разводным ключом (фиг. 7, в).
Когда при большом усилии возникает опасение, что ключ сорвется с гайки, то во избежание повреждения пальцев рекомендуется надеть перчатку или обмотать пальцы тряпкой.
Гайку со сбитыми гранями отвертывают ручными тисками. Чтобы тиски надежнее зажимали гайку, ее грани подправляют напильником. Заржавевшую гайку обильно смачивают керосином и обстукивают молотком.
Для вывинчивания шпильки на ее свободный конец навертывают гайку и контргайку. Поворачивая нижнюю гайку против часовой стрелки, шпильку вывертывают ключом.
Ввинчивают шпильку таким же способом, но ключ накладывают на верхнюю гайку (фиг. 8, а).

Шпильку с испорченной резьбой вывертывают ручными тисками, зажимая ими спиленные грани шпильки (фиг. 8, б), но лучше эту операцию производить с помощью специального приспособления, показанного на фиг. 9.

Сломанную вровень с отверстием шпильку накернивают точно по центру и высверливают сверлом. Остатки металла извлекают из резьбы отверстия каким-либо острием. Резьбу освежают метчиком, не перерезая на больший размер.
На мотоцикле резьба всех болтов и гаек правая, т. е. болты и гайки заворачиваются по часовой стрелке. Левую резьбу применяют в тех случаях, когда в зависимости от направления вращения деталей необходимо, чтобы гайка не ослабла или не затянулась, а также в случае необходимости одновременного симметричного перемещения двух деталей. В качестве примера применения левой резьбы можно привести гайку крепления ведомого барабана сцепления и гайку выходной цепной шестерни у коробок передач мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49.
Если гайка при большом усилии влево не отворачивается и есть подозрение, что резьба левая, а на глаз определить направление резьбы невозможно, то пытаются стронуть гайку вправо.
С каким усилием заворачивать гайки? Длина размерного ключа подобрана в зависимости от ширины зева таким образом, чтобы человек средней физической силы завернул гайку туго, не срывая резьбы. Но у мотоциклистов — людей, привыкших к физическим напряжениям, обычно возникает желание «для надежности» завернуть гайку потуже. Чтобы не сорвать резьбу при заворачивании гаек малых размеров, ручку ключа охватывают ладонью ближе к головке, уменьшая этим- рычаг и, следовательно, усилие. Об этом приеме нужно помнить при работе разводным ключом, имеющим длинную ручку, но, конечно, ни одна рекомендация не гарантирует целости резьбы, если мотоциклист не имеет известного навыка и действует неосторожно.
Заворачивая гайку на болт, следят за тем, чтобы она пошла по резьбе. Если сначала кажется, что гайка попала в резьбу, но при последующих оборота ключа усилие приходится резко увеличивать, то гайку отвертывают, осматривают вместе с болтом и, только убедившись в целости резьбы, завертывают вновь.
Пытаться нагнать гайку на резьбу ударом молотка в торец или заворачивать ее не по резьбе бесполезно и недопустимо.
Выколачивание болтов из отверстий производят не непосредственно молотком, а с помощью деревянных или алюминиевых подкладок. Употребление подкладок особенно важно в отношении закаленных болтов, резьбу на которых трудно восстановить.


предыдущая страница оглавление следующая страница