На главную


ПРОВЕРКА РАБОТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Характеристика и обслуживание аккумуляторной батареи. Стандартная отечественная мотоциклетная аккумуляторная батарея ЗМТ-7 имеет напряжение 6 в емкость 7 а-ч.
Полностью заряженная аккумуляторная батарея при максимальном напряжении дает интенсивное зажигание, яркое свечение ламп, громкий звук электрогудка. От емкости батареи зависит величина запаса электроэнергии в ней.
Для оценки запаса электроэнергии в стандартной аккумуляторной батарее ЗМТ-7 приводим характеристику ее разряда.
При различных режимах разряда конечное напряжение и емкость батареи следующие:
разряд силой тока 0,35 а в течение 20 час. — конечное напряжение 1,7 в на элемент, емкость 7 а-ч;
разряд силой тока 0,66 а в течение 10 час. — конечное напряжение 1,7 в на элемент, емкость 6 а-ч;
разряд силой тока 5,6 а в течение 30 мин. — конечное напряжение 1,55 в на элемент, емкость 2,8 а-ч.
Аккумуляторные батареи приобретают емкости в а-ч, обозначенные в характеристике, при температуре электролита 30°С не позже чем на пятом цикле разряда.
Приведенные данные являются максимальными. Они могут быть получены только при соблюдении следующих правил обслуживания аккумуляторной батареи.
1. В аккумуляторную батарею должен быть влит электролит — раствор аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-41) с удельным весом 1,12 (или 16° по Боме) при температуре 20 — 25°С. Приготовляют электролит путем вливания аккумуляторной серной кислоты в дистиллированную воду.
Воду в кислоту вливать нельзя во избежание сильного разбрызгивания кислоты и попадания ее капель в глаза, на кожу и одежду.
2. Уровень электролита всегда должен быть на 10 — 15 мм выше верхнего края пластин.
3. Первую зарядку производят через 2 — 3 часа после заливки электролита током силой 1 а. По достижении напряжения 2,3 — 2,4 в на банку силу тока снижают до 0,5 а. Продолжительность первой зарядки — примерно 35 — 60 час.
4. Признаками конца зарядки служат обильное выделение газа (кипение) во всех банках, постоянное напряжение на полюсах элементов в продолжении 2 час. после зарядки, а также постоянная плотность электролита в течение 2 час.
5. При зарядке температура электролита не должна быть выше 45°С. Для охлаждения его до 30 — 35°С делают перерывы и лишь затем продолжают зарядку.
6. После первой зарядки до установки аккумуляторной батареи на мотоцикл рекомендуется дать ей два - три так называемых формовочных заряда с последующим разрядом, причем разряд производить 10 - часовым режимом током 0,6 а. В случае крайней необходимости аккумуляторная батарея может быть установлена на мотоцикл после одной зарядки. Удельный вес электролита - доводят до 1,28 (или плотность до 31 — 32° по Боме) при температуре 30°С способом, изложенным ниже. Зимой удельный вес электролита необходимо повышать до 1,3 — 1.32 (плотность 32 — 35° по Боме).
7. Вторую и последующую зарядки ведут током 1 а, а по достижении напряжения 2,3 — 2,4 в на банку — током 0,5 а. Примерная продолжительность второй и последующих зарядок — 24 часа. В конце второй и последующих зарядок удельный вес электролита во всех банках доводится до 1,28 (плотность до 31 — 32° по Боме). Для этого, не прерывая зарядки, из банок удаляют часть электролита и доливают в них воду или кислоту с удельным весом 1,40 (плотность 42° по Боме). По истечении 15 — 20 мин. проверяют плотность электролита и если она не равна 1,28, снова вливают кислоту или воду. Удельный вес электролита в продолжение всей зарядки не должен превышать 1,28.
8. Разряженная аккумуляторная батарея должна быть поставлена под зарядку возможно раньше, но не позже, чем через сутки после разрядки.
9. Аккумуляторную батарею необходимо содержать в чистоте и насухо протирать мастичную заливку вокруг клемм; отверстия в пробках должны быть прочищены. Клеммы батареи периодически очищают для улучшения электрического контакта. Заливать аккумуляторную батарею растворами других кислот, кроме аккумуляторной серной кислоты, категорически воспрещается. Необходимо следить за уровнем электролита и по мере надобности доливать его водой.
К батарее с открытыми пробками нельзя приближать открытое пламя, так как может произойти сильный взрыв.
Если все перечисленные выше правила ухода за аккумуляторной батареей не соблюдаются, то емкость ее становится меньше, чем указано в характеристике.
Определение годности аккумуляторной батареи. Убыль электроэнергии из аккумуляторной батареи пополняется с помощью генератора, но при неумеренном пользовании большим светом, особенно на стоянках и при движении с небольшой скоростью (контрольная лампочка горит), разрядка батареи наступает все же очень быстро.
У неисправной батареи с пониженной емкостью в периоды бездействия генератора электроэнергии не хватит на питание электроприборов мотоцикла, напряжение понизится и может произойти полная разрядка батареи.
При проверке батареи важно выяснить, заряжена ли она и какова ее действительная емкость.
В полностью заряженной аккумуляторной батарее напряжение должно быть не менее 2,2 в на банку. Разрядка ниже 1,8 в на банку недопустима, так как вызывает сульфатацию пластин — повреждение неисправимое и уменьшающее емкость батареи. На зарядных станциях аккумуляторные батареи проверяют вольтметром с нагрузочной вилкой и ареометром по удельному весу электролита (фиг. 39).

При отсутствии приборов степень заряженности батареи определяют по яркости накала ламп и силе звука электрогудка. О емкости полностью заряженной аккумуляторной батареи можно судить также по падению напряжения. Для этого на короткое время включают зажигание, лампу большого света, заднего фонаря и нажимают кнопку электрогудка. При этом аккумуляторная батарея должна работать с постоянной нагрузкой примерно 10 а (расход на зажигание и на две лампы) и с кратковременной нагрузкой, достигающей при включении электрогудка 15 — 16 а. Если электрогудок будет работать, значит, емкость батареи вполне удовлетворительная.
Качества аккумуляторной батареи точнее всего можно определить на основании сопоставления ее фактической емкости с номинальной емкостью по времени разрядки полностью заряженной батареи через лампочку. Если включить лампочку 5 вт, потребляющую около 1 а, то время ее горения без заметного снижения яркости будет означать емкость батареи в а-ч.
Зная фактическую емкость аккумуляторной батареи, легче определить причины ее разрядки, а также содержать в исправности электрооборудование в целом.
Систематическая быстрая разрядка аккумуляторной батареи происходит при малой ее емкости, загрязненном посторонними примесями электролите, недостаточной силе зарядного тока генератора и большом расходе электроэнергии на питание электроприборов, главным образом лампы большого света. Поэтому при отсутствии амперметра трудно определить, от какой именно причины аккумуляторная батарея разряжается.
Если зажигание на стоянке оставалось включенным 5 — 10 мин. и батарея разрядилась, то не зная ее емкости, можно предположить, что батарея была заряжена неполностью, вследствие недостаточного зарядного тока генератора или большого расхода электроэнергии. Если же известно, что емкость батареи мала, то необходимость в проверке генератора отпадает, так как очевидно, что разрядка батареи произошла именно из-за малого запаса электроэнергии.
Повреждения аккумуляторной батареи. Основные повреждения аккумуляторной батареи следующие:
1. Сульфатация — образование на пластинках белого налета от разрядки ниже 1,8 в на банку, увеличивающегося от систематической недоразрядки батареи и от хранения ее в разряженном состоянии.
Вследствие пористого строения пластин белый налет отлагается не только на поверхности, но и внутри пластин, поэтому механически удалить его (соскрести) нельзя.
По мере увеличения интенсивности сульфатации все большая часть площади пластин выключается из работы, из-за чего и происходит уменьшение емкости аккумуляторной батареи. Достаточно новую батарею оставить на 2 — 3 недели в разряженном состоянии, чтобы емкость ее резко уменьшилась.
Уменьшить сульфатацию не очень запущенной аккумуляторной батареи можно путем многократного заряда — разряда током 0,5 а, влив вместо нормального электролита дистиллированную воду или электролит очень малой плотности.
2. Короткое замыкание пластин, которое происходит от скопления на дне банок большого количества выкрошившейся активной массы пластин и от разрушения решеток пластин. Банка, в которой произошло короткое замыкание, перестает работать. До ремонта, при котором требуется разборка аккумуляторной батареи, лучше установить на выводах испорченной банки перемычку, так как сопротивление перемычки меньше сопротивления замыкания внутри банки.
3. Разрушение пластин, происходящее от зарядки и перезарядки аккумуляторной батареи током большой силы, а также со временем от «усталости» пластин. Короткие замыкания и разряд аккумуляторной батареи током большой силы приводят к разрушению пластин. Электролит слишком большой плотности разрушает не только пластины, но и сепараторы.
Уровень электролита должен быть, как указано, выше верхнего края пластин на 10 — 15 мм; понижение уровня, а тем более обнажение верхнего края пластин приводит к разрушению верхней части решетки пластин и отрыву их от вывода, вызывающему короткое замыкание или разрыв цепи.
4. Трещины у банок образуются главным образом от ударов при тряске слабо закрепленной аккумуляторной батареи, а также зимой от замерзания электролита. Для уменьшения внутреннего сопротивления на банку, из которой через трещину вытек электролит, временно до ремонта устанавливают перемычку.


предыдущая страница оглавление следующая страница