На главную


НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПОЧКА НЕ ЗАГОРАЕТСЯ ИЛИ НЕ ГАСНЕТ, ИЛИ ГОРИТ НЕПОЛНЫМ НАКАЛОМ

Схема включения контрольной лампочки. Источниками тока для питания электроприборов, устанавливаемых на отечественных мотоциклах, служат генератор постоянного тока и аккумуляторная батарея. Исключение составляют мотоцикл К1Б, у которого источником тока является магдино маховичного типа, а также гоночные мотоциклы с зажиганием от магнето.
У мотоциклов К1Б, а также у мотоциклов устаревших типов (мотоциклы Л-300 и ИЖ-7) можно устанавливать аккумуляюрную батарею, используя для ее подзарядки катушки освещения магдино, соединяемые с аккумуляторной батареей последовательно через селеновый или купроксный столбики. В этом случае не требуется устанавливать реле обратного тока.
Но так как емкость мотоциклетной аккумуляторной батареи, составляющая номинально 7 а-ч, по сравнению с расходом электроэнергии на зажигание, освещение и элекгрогудок очень невелика, то практически можно считать, что основным источником тока, от которого зависит работа мотоцикла с батарейным зажиганием, является генератор. Поэтому, если генератор не работает, то в любой момент двигатель может также прекратить работу и своим ходом мотоцикл уже не удастся довести до его постоянной стоянки. Когда выходит из строя аккумуляторная батарея, мотоциклом управлять трудно, но все-таки сохраняется возможность, хотя и с большими неудобствами, продолжать движение.
Единственным прибором для контроля работы генератора, применяемым в настоящее время на отечественных мотоциклах, служит контрольная лампочка, помещаемая в фаре, в распределительной коробке или в любом другом удобном для наблюдения месте.
Контрольная лампочка загорается при включении аккумуляторной батареи и гаснет с началом работы генератора, когда замыкаются контакты реле. Для этого у контрольной лампочки один контакт подсоединен в цепь до реле, а другой контакт — после реле, в результате чего нить лампочки включена параллельно обмоткам и контактам реле. Очевидно, что при разомкнутых контактах реле лампочка загорается потому, что ток проходит через ее нить (фиг. 26, а). При сомкнутых контактах реле лампочка гаснет, так как ток проходит по пути с меньшим сопротивлением — через реле, что равносильно соединению накоротко проводов на пути к лампочке (фиг. 26, б).

Если контакты реле обгорят или по какой-либо другой причине сомкнутся неплотно, то лампочка, хотя и не ярко, но загорается. Свечение лампочки тем более приближается к нормальной яркости, чем менее надежно замкнуты контакты реле.
Для удобства во всех системах электрооборудования мотоциклов один из контактов контрольной лампочки, присоединяемый после реле, подключают в электропроводку между клеммой катушки зажигания и замком зажигания (фиг. 26, в). Вследствие этого для контрольной лампочки не требуется специального включателя, она загорается от включения зажигания и гаснет при смыкании контактов реле, т. е. как только генератор начнет питать током приборы электрооборудования.
Знание приведенных выше элементарных сведений дает возможность правильно оценивать сигналы контрольной лампочки.
Контрольная лампочка при включении зажигания не загорается. Из предыдущих указаний и схем на фиг. 26 следует, что контрольная лампочка загорается при включении зажигания, так как она включена в цепь электрического тока. Эта цепь в электрических схемах состоит из следующих основных элементов: клеммы аккумуляторной батареи, провода, замка зажигания, зажима патрончика контрольной лампочки, провода к клемме Я генератора, массы, провода от массы к другой клемме аккумуляторной батареи.
В электрических схемах, в которых контрольная лампочка расположена не в фаре мотоцикла, а в распределительной коробке, клемма Д+ генератора равнозначна клемме Я.
Контрольная лампочка при исправном состоянии электрической цепи (отсутствии короткого замыкания или обрыва цепи ) после включения зажигания может не загореться, если аккумуляторная батарея полностью разряжена, нить лампочки перегорела, контакты реле прилипли один к другому или по другим причинам оказались сомкнутыми.
Для проверки клеммы аккумуляторной батареи зачищают до блеска и проверяют наличие напряжения по накалу подсоединяемой переносной лампы.
Если установлено, что лампочка исправна и аккумуляторная батарея заряжена, проверяют электрическую цепь. Это удобно производить с помощью той же контрольной лампочки, прикрепив к ее цоколю кусок проволоки.
Сначала нажимают кнопку электрогудка или включают какую-либо из ламп. Звучание электрогудка и свет лампы покажут, что электрическая цепь от аккумуляторной батареи до замка зажигания в порядке. Затем проверяют, не сломаны ли контакты и пружинные пластины замка зажигания и плотно ли установлена лампочка в зажиме патрончика.
При проверке может обнаружиться, что путь тока от замка зажигания до зажима патрончика не прерван, зажим находится под током и лампочка, подключенная к патрончику и на массу, загорается, но, будучи установлена на место, не горит. Это показывает, что путь тока между лампочкой и клеммой Я (Д+) генератора прерван или сомкнуты контакты реле.
Если последняя неисправность не будет обнаружена своевременно, то аккумуляторная батарея начнет быстро разряжаться, что при недостатке опыта приписывают низкому качеству аккумуляторной батареи или повреждению генератора.
Для предварительной проверки контактов реле, если пломба коробки не нарушена, поступают так: выключают свет и зажигание, отсоединяют аккумуляторную батарею от массы, а затем присоединяют ее к массе вновь через лампочку. Если контакты реле разомкнуты, то лампочка гореть не будет, если сомкнуты—лампочка загорается. В последнем случае для устранения неисправности реле коробку прибора вскрывают.
Контрольная лампочка при работе двигателя не гаснет. При возрастании числа оборотов коленчатого вала двигателя с малых до средних напряжение генератора увеличивается, тонкая шунтовая обмотка реле намагничивает сердечник и якорек реле, притягиваясь к электромагниту, замыкает контакты реле.
При замыкании контактов, как было сказано выше, контрольная лампочка выводится из цепи и она гаснет и не загорается на всем диапазоне чисел оборотов, исключая малые.
Когда лампочка не гаснет, то это указывает на то, что генератор, регулятор напряжения или реле неисправны.
Если лампочка продолжает гореть при средних числах оборотов и гаснет только при больших числах оборотов коленчатого вала двигателя, то это свидетельствует о том, что генератор питает потребителей недостаточно интенсивно и аккумуляторная батарея скоро разрядится от недостаточного пополнения электрическим током.
Если лампочка нормально гаснет при малых числах оборотов, а при больших числах оборотов, когда генератор должен работать с полной мощностью, загорается вновь или мигает, то это указывает на плохой контакт щеток с коллектором якоря из-за зависания щеток вследствие их плохой подвижности в держателе, недостаточного давления пружины, биения и износа коллектора.
Контрольная лампочка может не гаснуть, если при установке на мотоцикле перепутана полярность аккумуляторной батареи, т. е. если с массой вместо требуемой минусовой клеммы соединены плюсовая клемма или наоборот.
Контрольная лампочка может загореться вновь при включении лампы большого света или электрогудка, когда числа оборотов коленчатого вала двигателя недостаточно, и может погаснуть при увеличении числа оборотов. Это — явление нормальное, оно объясняется недостаточной силой тока генератора, которая не может быть увеличена ввиду возможности сгорания обмотки якоря. При езде скорость движения, выбор передачи и включение света ламп сочетают так, чтобы не допускать длительного повторного зажигания контрольной лампочки.
Наблюдаемое при работе двигателя с малым числом оборотов коленчатого вала на холостом ходу ритмичное мигание контрольной лампочки (яркое и тусклое свечение) также явление нормальное. Объясняется оно работой прерывателя, ритмично увеличивающего и уменьшающего расход тока аккумуляторной батареи. Очевидно, что мигание будет тем интенсивнее, чем слабее заряжена батарея.
Водитель, привыкший к своему мотоциклу, по поведению контрольной лампочки может делать некоторые выводы о работе электрооборудования. Так, например, если замечено, что от включения большого света или электрогудка контрольная лампочка начинает загораться при большем числе оборотов, чем обычно, то это указывает на недостаточную зараженность аккумуляторной батареи.
С наступлением холодной погоды, пуская двигатель, водители обнаруживают, что контрольная лампочка продолжает ярко гореть. Попытки погасить ее путем увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя даже до полных остаются безуспешными. После нескольких минут работы двигателя контрольная лампочка внезапно гаснет без постороннего вмешательства и затем уже работает нормально. Чем ниже температура, тем больше времени проходит ог момента пуска холодного двигателя до начала нормальной работы контрольной лампы. Объясняется это явление тем, что на коллекторе якоря генератора образуется пленка застывшего масла и генератор не может начать работу, пока от повышения температуры и трения коллектора о щетки пленка не исчезнет. В пути, после пуска холодного двигателя, для ускорения включения генератора в работу можно при работающем двигателе на короткое время принудительно замкнуть контакты реле или другим путем направить в клемму Я генератора ток из аккумуляторной батареи. Тогда пленка уплотнившегося масла разрушается быстрее и удается немедленно ввести в строй генератор, а при очень низкой температуре процесс включения генератора в работу значительно ускоряется. Включение в генератор аккумуляторной батареи указанным выше способом, когда двигатель не работает, недопустимо, так как это может вызвать сгорание обмотки якоря.
Контрольная лампочка горит неполным накалом. Тусклое свечение контрольной лампочки при неработающем двигателе может быть следствием разряженности аккумуляторной батареи, плохого контакта у окислившихся клемм батареи (особенно у плюсовой клеммы), плохого присоединения аккумуляторной батареи к массе.
Прежде всего восстанавливают надежный контакт у клемм аккумуляторной батареи и в месте соединения с массой. Затем при первой же возможности заряжают батарею от стационарного источника тока, а до этого не пользуются большим светом и электрогудком, чтобы не вывести из строя батарею от систематической недозарядки.
Если контрольная лампочка продолжает тускло светиться во время работы двигателя на тех числах оборотов коленчатого вала, при которых она должна полностью погаснуть, то это указывает на неплотное смыкание контактов реле, возникающее обычно от их загрязнения и обгорания.
При пользовании мотоциклом в течение продолжительного времени только днем рекомендуется проверять контрольную лампочку в темноте или прикрыв лицо с боков ладонями, прижатыми к фаре, так как при дневном свете слабое свечение лампочки незаметно и полная разрядка аккумуляторной батареи может наступить неожиданно.


предыдущая страница оглавление следующая страница